×
Traktatov.net » Не бесите меня! » Читать онлайн
Страница 33 из 53 Настройки

Если мы начнем с закрытых вопросов, то эффект будет обратным.

Например:

— Ты же сейчас над таском #1234 работаешь?

— Угу.

— Как надумаешь сделать перерыв на несколько минут, попьем кофе, обсудим?

— Да, а что обсуждать будем?

— Как всегда :-) планы и моральный дух. Как завершишь, звякни. …Так какие планы на ближайшие дни?

— Ну, думаю, доделаю эту задачу, если все будет нормально, возьму задачу 2345. Там есть проблемы…

Общий принцип — крещендо. Начинаем с очевидных вопросов, на которые человек отвечает на автомате, через 1–3 ответа плавно переходим на вопросы, ответы на которые требуют большего вовлечения сознания. В этом случае у собеседника не возникает сильного сопротивления, мол, «вот, блин, свалился со своими вопросами как снег на голову».

Дело в том, что чем больше нужно думать перед ответом на вопрос, тем тяжелее кажется общение. Поэтому, если мы начнем общение с открытых и сложных вопросов, к которым человек не готов, у него возникает либо раздражение, либо желание закрыться, «заморозиться». В результате разговор не получается либо сразу же начинается агрессивно. Если же мы будем постепенно повышать сложность вопросов, то человек втянется в общение без негативных эмоций.

Вопросы второго типа

Для второго типа вопросов (или открытых вопросов) используются вопросительные местоименные слова: кто, что, какой, каков, чей, который, сколько, как, где, куда, откуда, докуда, когда, почему, отчего, зачем, насколько. В английском языке эти вопросы называются wh-questions, по названию первых букв вопросительных слов (what, where, etc.)

Особенность этих вопросов в том, что они предполагают обширный ответ и имеют намного большее количество степеней свободы, чем вопросы первого типа. На практике именно на вопросах второго типа строится беседа и диалоговые техники.

Когда стоит задавать вопросы?

Вопросы стоит задавать:

• В начале беседы, когда мы хотим вложиться в контакт с человеком.

• В ходе беседы, когда нам непонятна ситуация.

• В завершении беседы или в ключевые ее моменты, когда надо протестировать себя, правильно ли мы поняли собеседника.

Итак, у нас стартовал сеанс общения — беседа. С чего она началась?

В большинстве случаев — с вопроса. Обычно это хорошее начало.

Когда-то давно, на рубеже девяностых и нулевых, в руки нам начали попадать копии методичек по коммуникации от спецслужб постсоветского пространства (видать, режимы секретности к тому времени слегка ослабли). Чаще всего их приносили коллеги, из тех, кто сам там преподавал и был допущен. Реже — слушатели тренингов. Поначалу было очень интересно, но вскоре миф о секретных коммуникативных технологиях спецслужб развеялся. Во многом подобные труды повторяли то же, чему учили на факультетах психологии, только с учетом специфики профессии. Но меня поразило, насколько много внимания уделялось «установлению первичного контакта с объектом» и насколько подробно разбирались возможные поводы для начала общения с незнакомым человеком. Кстати, в большинстве своем общение инициировалось с помощью уместного вопроса или просьбы.