О сражениях, состоявшихся осенью 73 года до н. э., ничего не известно, кроме того, что рабы одержали в них убедительную победу, а нападение застигло Коссиния в бассейне; его преследовали и убили в собственном лагере. Все прочие детали этого несуразного эпизода придуманы мной. Насколько мне известно, не существует свидетельств, которые подтверждали бы, что римские командиры использовали для передачи команд свисток. Для этой цели применяли трубы и другие инструменты. Однако же свистки были найдены по всей империи, в том числе рядом с укреплениями легионеров в Честере, Великобритания, и в Регенсбурге, Германия. И потому для меня это не слишком большая натяжка — представить их в руках центурионов во время сражения. Свисток мог быть очень полезен, чтобы привлечь внимание находящихся неподалеку людей.
Уход Спартака от войск Вариния в глухой ночи описан в источниках. Упоминается также его желание идти на север, к Альпам, но, по всей видимости, у его людей на уме были «лишь кровь и добыча». Неизвестно, стояли ли Крикс и другие галлы в центре спора о планах восставших, но, судя по дальнейшему расколу, это вполне вероятно. О том, что рабы делали потом, информации мало, но сведения о зверствах при нападении на Форум Анния сохранились. Та же судьба постигла другие небольшие города и поселения. Портик склада, найденный в развалинах Метапонта, был разрушен именно в этот период восстания Спартака. К тому же временно́му отрезку относится небольшой серый горшок, обнаруженный под домом в Гераклее. В нем находилось пятьсот серебряных монет и золотое ожерелье. Большинство монет относятся примерно к 80 году до н. э., и многие из них — низкого номинала, что нехарактерно для подобных находок. Возможно, это означает, что клад прятали в спешке.
Привязка места разгрома Вариния к Туриуму — вымысел; однако же он действительно потерпел сокрушительное поражение, потеряв коня и множество своих штандартов, которые были захвачены войсками Спартака. Его судьба неизвестна. Через некоторое время Крикс откололся от армии Спартака — в моей книге это происходит после схватки с Варинием. За ним последовало двадцать-тридцать тысяч человек. Как я уже упоминал, неизвестно, когда именно к восстанию присоединились Каст и Ганник. В моей версии этой истории они участвовали во всем с самого начала, со времен лудуса, и остались со Спартаком после ухода Крикса. Путешествие рабов на север через Италию окутано тайной, но они шли вдоль Апеннин, и им преградил путь консул Лентул. До наших дней дошли лишь скудные подробности этой битвы: Лентул был разбит; его люди бежали с поля боя, бросив обоз; рабы захватили много штандартов.
К тому моменту, как я дошел до этого места, стало ясно, что история Спартака не умещается в один роман. Я подкинул своему издателю идею второй книги, и он воспринял ее с воодушевлением. Она будет написана сразу же после этого романа и должна выйти в конце 2012 года. Я уже полностью поглощен размышлениями о ней. Список материалов, использованных при написании «Спартака», короче обычного из-за вышеупомянутой нехватки источников. Если не считать римских исторических текстов, главными книгами, с которыми я работал, были превосходные книги о восстании в целом: «The Spartacus War» профессора Барри Штрауса; «Spartacus and the Slave Wars: A Brief History with Documents» Брента Д. Шоу, где подробно описаны даже малейшие упоминания Спартака в древних текстах; «Восстание Спартака. Великая война против Рима 73–71 гг. до н. э.» Ника Филдса, издательство «Osprey»; еще одна книга того же издательства, «The Thracians» Криса Уэббера, недавно дополненная его же трудом «The Gods of Battle», который я горячо рекомендую. Следует также упомянуть превосходный сайт www.RomanArmyTalk.com — прекрасное место, где можно выяснить все и вся о римской армии; его участники быстро отвечают на любые вопросы. Посещение конференции RAT в Нью-Йорке стало для меня настоящим удовольствием: выступления были превосходны, и очень приятно было, когда многие имена обрели лица.