×
Traktatov.net » Спартак. Гладиатор » Читать онлайн
Страница 248 из 256 Настройки

Нам известно, что некоторое время он воевал на стороне Рима (не являясь римским гражданином, мог служить лишь в ауксилариях). Фракийские ауксиларии обычно выступали в качестве кавалерии, и принято считать, что Спартак мог служить там же. Мы не знаем, каким образом Спартак попал в рабство, так что мой рассказ о его возвращении в племя, встрече с Ариадной и Котисом и о его продаже Фортису выдуман. Он действительно был гладиатором в лудусе в Капуе. Котис и Фортис — вымышленные персонажи, но Лентул Батиат существовал. Так же как и женщина/жена Спартака, которая, как утверждается, была жрицей Диониса. История не сохранила для нас ее имени, так что я выбрал имя Ариадна. Женщина с таким именем, по легенде, вышла замуж за самого Диониса.

Сон Спартака о змее и явленное им видение тоже зафиксированы в источниках. В наше светское время трудно представить себе, насколько детали видения могли быть важны для последователей Спартака. Две тысячи лет назад люди верили во множество могущественных богов. Они были крайне суеверны и не обладали нашим пониманием науки и природы. Случайным событиям — в какую сторону полетела стая птиц, клюют ли зерно священные куры, куда ударила молния, — всему этому придавалось огромное значение, и оно влияло на поступки людей. На мой взгляд, для Спартака наличие жены, жрицы Диониса — бога, почитаемого среди рабов, — могло лишь усилить его притягательность.

В романе Спартак не сражался в качестве гладиатора-фракийца — таково мое решение. Мне кажется, тренировки без реальных боев должны были усилить его негодование. В поздней республике существовало всего три класса гладиаторов, о которых я и рассказал. Жизнь в лудусе соответствует тому, что я описал, но визит туда Красса вымышлен. То же относится и к римским эпизодам, хотя обыкновение Красса покупать горящие здания подтверждено источниками, как и его богатство, его хитроумие в вопросах политики и соперничество с Помпеем. Рестион — плод моего воображения, но о намерении Спартака бежать действительно кто-то донес; возможно, именно поэтому уйти сумели немногим больше семидесяти гладиаторов. Также у Спартака не было молодого сторонника-римлянина по имени Карбон, но Крикс и Эномай — реально существовавшие люди, ушедшие вместе со Спартаком. Эномай погиб вскоре, и я решил вписать это в первую битву. Каст и Ганник упоминаются в рассказах о судьбе Спартака в более поздние моменты, но я подумал, что, если они будут присутствовать с самого начала, это украсит сюжет.

Гладиаторы ушли на Везувий и там были осаждены Глабром с его людьми. Поразительная история о том, как они спустились со скалы на веревках из виноградных лоз и обратили три тысячи легионеров в бегство, правдива. Судьба Глабра неизвестна, но мы знаем, что следующими против восставших посылали Вариния, Фурия и Коссиния. Тем временем Спартак набирал под свою руку сильных и выносливых рабов — сельскохозяйственные рабочие и пастухи были естественными кандидатами в его армию. Известно, что мятежник Серторий послал военных советников другому врагу Рима, Митридату Понтийскому. Так что нет ничего невозможного в том, чтобы у Спартака имелись люди вроде Навиона.