×
Traktatov.net » Основы психофармакологии » Читать онлайн
Страница 81 из 216 Настройки
, начиная от некоторых трициклических антидепрессантов до миртазапина, и агомелатина; они обсуждаются в Главе 7 об антидепрессантах. Некоторые атипичные антипсихотики имеют сильнодействующие свойства 5HT>2C-антагониста, особенно “пины”, в том числе с антидепрессивным действием, а именно кветиапин и оланзапин (Рисунок 5-29A). Оланзапин часто совмещается с флуоксетином для усиления антидепрессивной активности оланзапина при терапевтически резистентной и биполярной депрессии. Флуоксетин является не только хорошо известным SSRI, но и мощным антагонистом 5НТ>2С, что может не только способствовать его антидепрессивным эффектам в монотерапии, но также в комбинации с 5HT>2C-антагонистом оланзапином, когда дана комбинация оланзапин-флуоксетин. Для кветиапина, есть некоторые доказательства фармакологического синергизма между его свойствами блокирования обратного захвата норадреналина и антагониста 5ИТ>2С (смотрите NET для кветиапина на Рисунке 5-47, свойство более сильное, чем антагонизм 5ИТ>2С). Эти два механизма могут стимулировать высвобождение дофамина и норадреналина в префронтальной коре, что теоретически связанно с действиями антидепрессанта. Это подробно обсуждается в Главе 7 об антидепрессантах. Мощные свойства 5HT>2C-антагониста теоретически объясняют антидепрессивные эффекты азенапина (Рисунок 5-29A), но имеются только относительно слабые силы связывания 5HT>2C для большей части остальных атипичных антипсихотиков (Рисунок 5-29В и С).

5НТ з-рецепторы

5НТ>3-рецепторы - постсинаптические и регулируют ингибирующие GABA-интернейроны в различных областях мозга, которые впоследствии контролируют выпуск ряда нейротрансмиттеров, от самого серотонина до ацетилхолина, норадреналина, дофамина и гистамина. 5НТ>3-рецепторы также участвуют в опосредовании процесса центральной рвоты и, возможно, тошноты. Периферические 5НТ>3-рецепторы кишечника регулируют сокращение кишечника.

Блокировка 5НТз-рецепторов хеморецепторной триггерной зоны ствола мозга является доказанным терапевтическим подходом к смягчению тошноты и рвоты, вызываемой противоопухолевой химиотерапией. Блокировка 5НТз-рецепторов на интернейронах GABA увеличивает высвобождение серотонина, дофамина, норадреналина, ацетилхолина и гистамина в коре и представляет, таким образом, новый подход к антидепрессантам и про-когнитивным агентам. Проверенный антидепрессант миртазапин и экспериментальный антидепрессант вортиоксетин являются мощными антагонистами 5НТз, и это может способствовать антидепрессивной активности таких агентов, особенно в сочетании с ингибированием обратного захвата серотонина, норадреналина и/или дофамина. Действие антидепрессантов, связанное с 5НТ>3 и другими серотониновыми рецепторами обсуждается в Главе 7 об антидепрессантах. Среди атипичных антипсихотиков, только клозапин эффективно связывается с 5НТз, сравнимо с его связывающей активностью D>2, а другие имеют очень слабое или не существенное сродство с этим рецептором, поэтому содействие антагонизма 5НТ>3 клиническим действиям атипичных нейролептиков является маловероятным.