Если вы когда-нибудь пробовали тем или иным образом сократить количество выкуриваемых сигарет, вам известно, что такой подход действует недолго. От некоторых людей я слышал, что именно таким способом им удалось полностью отказаться от курения. Как ни странно, рассказывая об этом, многие из них курили, а если не курили, то жевали никотиновую резинку! Если курильщик сумел отказаться от курения, постепенно ограничивая себя в сигаретах, мне остается лишь снять перед ним шляпу. Должно быть, его сила воли феноменальна. Тем не менее, мне жаль его: он обрек самого себя на лишние муки.
Почему мы верим, что можно либо сократить количество выкуриваемых сигарет до нескольких штук в день, либо воспользоваться этим сокращением как ступенькой на пути к полному отказу от курения? Потому что такова логика сведений, которыми мы располагаем. Мы знакомы с несколькими счастливыми курильщиками, которые курят от случая к случаю. Если они так могут, то почему бы и нам не попробовать? Ведь и мы принадлежали к числу этих счастливцев — в те годы, когда еще нас тошнило при каждой затяжке и мы не успели приобрести привычку постоянно дымить. Но было ли такое с вами? Помедлите минуту, вспомните то время.
Сколько сигарет из тысяч выкуренных запомнилось вам надолго? Часто ли вам случалось глубоко затянуться и подумать: «Это было изумительно!»? Вы когда-нибудь говорили себе: «Хорошо, что я начал курить. Мне повезло, что я стал курильщиком»? Или вы втянулись постепенно, как многие другие, стараясь не думать о том, что происходит, невнятно пообещав себе в неопределенном будущем отказаться от курения?
Вспомним слова Эммы Фрейд:
«Единственным событием в моей жизни, о котором я по-настоящему жалею, стала первая сигарета — я выкурила ее, когда мне исполнилось четырнадцать. Через двенадцать лет я уже выкуривала по двадцать сигарет в день, и мне это нравилось, хотя я и боялась, что курение негативно отразится на моем здоровье».
Борьба с переменным успехом видна с первого взгляда. Если Эмма искренне сожалела о том, что начала курить, остается предположить, что минусы курения значительно перевешивали его плюсы. Эмма ясно дала понять, чем вызваны эти минусы, но никак не намекнула, за что она любила курение. Удивительно, но это общая проблема для всех курильщиков, независимо от возраста и стажа курения. Для молодежи приобщение к сигарете начинается со слов: «Голова кружится!» Спросите этих людей, готовы ли они потратить 50 тыс. фунтов стерлингов и подвергать себя риску тяжело заболеть только для того, чтобы чувствовать это головокружение. Ведь можно просто закрыть глаза и завертеться на месте! Неудивительно, что собеседник сконфузится.
Напомню: Эмма написала приведенные выше слова через несколько месяцев после того, как бросила курить, когда она еще верила, что курить ей по-настоящему нравилось. Одним этим уже можно объяснить, почему она вновь начала курить. Очевидно, она забыла устранить последствия промывания мозгов.
Человеческая натура устроена так, что мы легко забываем плохое, но бережно храним в памяти хорошее. Отсюда и выражение «старые добрые времена» — когда можно было лихо подкатить к шикарному ресторану в экипаже, запряженном четверкой лошадей, съесть по-настоящему вкусный обед, послушать лучший концерт в городе да еще получить сдачу с фунтовой купюры. Нам свойственно упускать из виду тот факт, что у многих не было работы, не говоря уже о деньгах, большинство наших соотечественников зимой бегали по холоду во двор, в уборную, а из кранов текла только холодная вода.