×
Traktatov.net » Основы психофармакологии » Читать онлайн
Страница 60 из 216 Настройки

симптомов шизофрении, в отличие от положительных симптомов.

Таким образом, высвобождение дофамина, как от мезокортикальной, так и от мезолимбической дофаминовой проекций регулируют разные популяции глутаматных кортико-стволомозговых проекций; хотя, по-видимому, глутаматные нейроны, регулирующие мезолимбический дофаминовый путь представляют оппозицию глутаматным нейронам, которые регулируют мезокортикальный дофаминовый путь (сравните Рисунки 4-30А и 4-32A), а все из-за наличия или отсутствия GABA-интернейронов в VТА.

Нейроразвитие и генетика при шизофрении

Что вызывает шизофрению? Природа (то есть генетика), или воспитание (то есть окружающая среда или эпигенетика)? Правильный ответ такой: оба. Современная теория шизофрении больше не строится на предположении, что один ген (чистая природа) (Рисунок 4-33), либо же плохая мать (чистое воспитание), могут вызвать шизофрению. Вместо этого представляется более вероятным, что шизофрения - это “заговор” среди многих генов и многих стрессорных факторов окружающей среды, вызывающих аномальное развитие связей мозга на протяжении всей жизни. Фактически, не существует не только единого гена шизофрении (или любого другого серьезного психического расстройства) (Рисунок 4-33), не существует даже единого гена каких-либо конкретных психиатрических симптомов, поведения, личности или темперамента (Рисунок 4-34). Г ены не кодируют психические заболевания или психические симптомы. Взамен, гены кодируют белки (Рисунок 4-35). Сегодня психические болезни, как считается, связаны частично с наследованием целой папки состоящей из многих генов, которые несут риск психического заболевания, особенно в комбинациях, и создают основу для этого заболевания, но не вызывают психическое заболевание как таковое (Рисунок 4-36). При шизофрении, каждый отдельный ген из сочетания генов множественного риска, гипотетически кодирует тонкую молекулярную аномалию (Рисунок 4-35). Каждый из этих генов в единственном числе, может быть клинически безопасным, пока стресс окружающей среды не подвергнет нагрузке эти дефектные гены. Также это может вызывать экспрессию нормальных генов, когда они должны молчать или отключать гены, которые должны быть экспрессированы (Рисунок 4-36); процесс, именуемый эпигенетикой (кратко обсуждается в Главе 1: Рисунок 1-30).

Таким образом, психические заболевания связаны не только с генами, содержащими дефектные DNA и с функциями белков, которые они кодируют; но также и с нормальными генами, которые производят нормально функционирующие белки, но активируются или заглушаются в неподходящее время окружающей средой (природой и воспитанием, Рисунок 4-36). В случае шизофрении, проблема, по-видимому, заключается в “разъединении” нейронов, особенно в гиппокампе и префронтальной коре, в частности в глутаматных синапсах с NMDA-рецепторами, которые становятся гипофункциональными. Стресс, травматический опыт, обучение, сенсорные переживания, безсонница, токсины и наркотики - все это примеры того, как нормальные гены, как те, что регулируют формирование и удаление синапсов, включаются и выключаются средой (Рисунок 4-36). В частности, использование каннабиса представляет собой злокачественный стрессорный фактор уязвимости для шизофрении. Это все примеры понятия “опытно-зависимого” гипотетически ненормального развития синаптических соединений приводящего к шизофрении, как на основе собственного опыта пациента, так и на основе генов, которые он получил из этого опыта. Таким образом, при шизофрении человек не только гипотетически наследует многие неправильные гены, которые могут образовывать NMDA-рецептор-содержащие глутаматные синапсы, но теоретически также получает значительный опыт из стрессорной среды, вызывающей аномальную экспрессию или аномальное глушение нормальных генов, в определенной последовательности, приводящей к этому заболеванию (Рисунок 4-36).