Дети, биполярное расстройство и СН
Это одна из самых обширных дискуссионных областей в современной психофармакологии. Поскольку эта книга не является учебником детской психофармакологии, здесь будут упомянуты только несколько ключевых вопросов. Споры о лечении униполярной депрессии у детей и подростков, растущая суицидальность при АД-терапии, упоминаются в Главах 6 и 7. При биполярном расстройстве существуют дебаты о том, бывает ли эта болезнь у детей, и следует ли вообще симптомы, связанные с БАР в этих случаях, лечить мощными психотропными лекарствами. В действительности становится все более очевидным, что препубертатные и подростковые мании имеют место чаще, чем предполагалось в прошлом, но симптомы отличаются от симптомов “классической” взрослой мании. То есть препубертатная мания характеризуется сильной раздражительностью, отсутствием дискретных эпизодов, периодическими “аффективными штормами” с серьезными, стойкими и часто насильственными вспышками, агрессивным поведением и гневом. Симптомы меют тенденцию быть хроническими и стабильно повторяющимися, а не эпизодическими и острыми. Настроение редко бывает только эйфорическим, но существуют высокие уровни гиперактивности. Кажется все более очевидным, что детская мания может быть не настолько редкой, насколько ее трудно диагностировать и различить от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью СДВГ), расстройствами поведения и, нарушениями темперамента, а также новыми предлагаемыми состояниями. Таким образом, атипичная картина мании возникает у многих детей и подростков с БАР, характеризующаяся преимущественно раздражением, манией со смешанной депрессией, и хроническим течением, которая выглядит иначе, чем взрослое представление эйфорической мании с бифазным и эпизодическим течением.
Мания подросткового возраста чаще включает эйфорию, но в остальном имеет симптомы характеризующие детскую, а не взрослую манию. Фактически, “смешанная мания”, затрагивающая 20-30% взрослых с биполярной манией, часто может иметь свое начало в детстве или юности с дополнительными характеристиками хронического курса, высоким уровнем суицидальных импульсов, низким респонсом на лечение и ранней историей когнитивных симптомов, что наводит на мысль о СДВГ. Таким образом, педиатрическая мания может переходить в смешанную манию взрослых. У детей, мания имеет значительные симптоматические параллелизмы с СДВГ. Было подсчитано, что более половины (и возможно, до 90%) пациентов с педиатрической манией также имеют СДВГ. Это связано не только с “отвлеченностью, моторной гиперактивностью и разговорчивостью”, симптомы, которые перекрываются как с манией, так и с СДВГ, а c истинной сопутствующей патологией. Таким пациентам, похоже, необходимо стабилизировать манию до начала лечения СДВГ, для получения лучших результатов, а также объединить СН с терапией СДВГ.
У детей расстройства поведения также сильно связаны с манией. Большинство пациентов с манией получают диагноз расстройств поведения, эта ассоциация является довольно противоречивой, так как приводи к лечению с помощью АП практически всех детей с этими расстройствами. Однако существуют различия в симптоматике между двумя группами, с физическим беспокойством и плохой самокритикой, более распространенными в коморбидности случаев расстройства поведения и мании, нежели одной мании. Наконец, тревожные расстройства, особенно панические расстройства и агорафобия, часто сопутствуют мании у детей.