×
Traktatov.net » Все не случайно » Читать онлайн
Страница 258 из 285 Настройки

Ясли

Юля ходила в ясли с трех лет, первое время она и простужалась часто, и ветрянкой переболела, но все-таки ясли стали для нас серьезным подспорьем. Заведующей яслями была Наталья Николаевна, чудесная женщина, да к тому же еще и театралка, видевшая все мои спектакли. Как человек творческий она и с детьми занимались бережно и неформально.

Когда у меня шел выпускной период спектакля «Невольницы» и я целыми днями пропадала в театре, Наталья Николаевна предложила перевести Юлю в круглосуточную группу с ночевкой в яслях. Это стало для меня спасением, и два месяца сложной работы над выпуском спектакля Юля провела на пятидневке и ни разу не заболела даже легкой простудой.

При Всесоюзном театральном обществе раньше тоже существовал сад-пятидневка. У актеров ненормированный рабочий день, и в таких условиях режим для ребенка соблюсти не получается: для этого при ВТО и организовали такой детский сад. Многие актеры своих детей туда отдавали и были за них спокойны. Никого не осуждаю, но уверена, что ребенок должен видеть маму каждый день, пусть даже совсем немного. Я вспоминаю свое детство. Мама была совсем молодой женщиной, когда умер папа и когда она разошлась со вторым мужем и долго оставалась незамужней. Я узнала, уже будучи взрослой, что были у нее серьезные романы, но она всегда ночевала дома. Ночью мне было бы без мамы очень страшно. И я всегда знала, что вечером мама вернется домой – так проявлялась ее ответственность передо мной. Мало ли что может произойти с ребенком за день, какие обиды или радостные впечатления поселятся в его маленькой душе! Он должен увидеться с мамой и поделиться переживаниями и впечатлениями, прижаться к ней и таким образом получить защиту. Каждый день. Вот почему я не отдавала Юлю на пятидневку и не отправляла с детским садом на летний отдых. Я твердо усвоила правило, которое в свое время передала мне мама: «Ребенок на свет не просился, это вы его завели, теперь будьте любезны проявлять ответственность». Так что виделись мы с Юлей каждый день, и зимой, и летом, и на пятидневке она у меня оказалась в тот единственный период моей сумасшедшей загруженности.

Растем

Дочка подросла, мы переехали на другую квартиру, и Юля пошла в детский сад неподалеку от нашего дома. Уже довольно скоро мы обнаружили, что Юлина воспитательница оказалась очень грубой дамой. Нина-Лев, звали ее дети: «Львовна» выговорить могли далеко не все. Юля рассказывала, как они проводят время в саду, чем занимаются и как гуляют. Еще там был мальчик, который бил Юлю игрушечной лопаткой по голове. Я пообещала открутить ему голову, если он еще раз подойдет к моей девочке. Не самый удачный воспитательный прием, но воспитатели на наши жалобы внимания не обращали. Словом, не все мне в этом саду нравилось, и я перевела Юлю в другой: он был чуть подальше, но с интеллигентной и очаровательной воспитательницей, к тому же очень красивой, – а дети тянутся к красоте.

Однажды Юля пришла из сада и спросила, что такое «добран».

– Может быть, ты имеешь в виду «добро»? – в замешательстве я предложила свою версию.