В отличие от России, в развитых странах гораздо выше доля ипотечных кредитов. Например, в 2010 г. в США около 50 % домохозяйств имело ипотечные кредиты, в среднем по странам Еврозоны – 23,1 % домохозяйств (от 9,6 % в Словакии до 44,7 % в Нидерландах) (SCF, 2010 и EHFCS, 2010[45]).
Существенным ограничением для расширения ипотечного кредитования в России является замедление роста реальных располагаемых денежных доходов (до 3,2 % в годовом выражении в 2013 г. по сравнению с 4,6 % в 2012 г.)
Кроме того, процентные ставки по ипотечным кредитам в России в среднем в 3–4 раза выше, чем в странах Еврозоны и США, автокредиты обходятся россиянам «дороже» в 3,3 раза, потребительские кредиты – в 2–3 раза
В результате, в России доля заемщиков, чьи ежемесячные выплаты по кредиту превышают половину текущего семейного дохода, достигает 31 % от всех лиц, имеющих непогашенные кредиты[46] тогда как в США в 2010 г. доля заемщиков, выплачивающих более 40 % семейных доходов в счет обслуживания кредита, была равна 13,8 % (SCF, 2010).
На состояние и объем наличного денежного обращения влияние и уровень долларизации российской экономики. Запасы наличной иностранной валюты на руках у населения на конец 2013 г. оцениваются в 17 млрд. долл. по сравнению с 40 млрд. в 2000 г. В относительном выражении (в % ВВП) объем наличной валюты снизился с 20 % ВВП в 1999 г. до 0,8 % в 2013 г[47]. Вместе с тем, в связи с введенными санкциями со стороны США и некоторых стран Евросоюза, общей нестабильностью, инфляционными ожиданиями населения, ожидается рост долларизации экономики.
Металлические счета и их влияние на наличное денежное обращение. Металлические счета могли бы применяться для сохранения стоимости денег и получения надежного дохода. Однако этот финансовый инструмент не защищен законодательством о страховании вкладов. В условиях кризиса доверия к возможности инвестировать, люди начинают задумываться о самом надежном активе – драгоценных металлах, в частности, золоте. Во всем мире золото является не просто драгоценным металлом, но и так называемой консервативной инвестицией, то есть направленной на сбережение капитала. Несмотря на резкие ценовые колебания, за последние несколько лет среднегодовой темп роста стоимости золота составил 35 %. Это намного превышает инфляционные показатели не только развитых стран.
Доступность финансовых продуктов и услуг в России в настоящее время находится на сравнительно невысоком уровне. С одной стороны, доля трудоспособного населения, охваченная различными кредитными, карточными и сберегательными продуктами и услугами достаточно высока и составляет 77 % (для страховых продуктов данный показатель значительно ниже – 57 %). Одним из наиболее значимых барьеров к пользованию финансовыми услугами является уровень доверия к их поставщикам: наибольшим доверием у потребителей пользуются банки (74 % россиян доверяют им), данный показатель у других игроков рынка – страховых и инвестиционных компаний, микрофинансовых организаций – значительно ниже (44 %, 21 % и 14 % соответственно). В первую очередь, такие показатели объясняются низкой осведомленностью населения о деятельности таких организаций и неуверенностью в наличии возможности защитить свои права при возникновении каких-либо проблем. Важнейшими барьерами к пользованию финансовыми услугами для потребителей являются высокая сложность финансовых продуктов и отсутствие унифицированного представления их характеристик и условий пользования, а также надежность поставщика как организации, деятельность которой прозрачна и понятна для клиентов. Также барьерами к финансовой доступности являются высокая стоимость продуктов и услуг, их ограниченный ассортимент и физический доступ к различным сервисам и каналам. Серьезной проблемой остается низкий уровень финансовой грамотности населения, который приводит к тому, что многие потребители не понимают различий между продуктами или даже не осознают, что пользуются некоторыми из них; в частности, путают различные виды автострахования, дебетовые и кредитные карты, обязательное и дополнительное медицинское страхование.