Гораздо меньше население доверяет микрофинансовым организациям (использующим ростовщические технологии и предлагающие займы населению под очень высокие проценты) и негосударственным пенсионным фондам.
Динамика уровня доверия страховым компаниям схожа с динамикой доверия банкам: после активного роста в 2013 году (с 35 % в 2012 году до 41 % в 2013-м), в 2014 году наблюдается спад до 38 %.
Инвестиционным компаниям доверяют один из пяти россиян, этот показатель практически не меняется с 2012 года.
В результате увеличения количества денег в экономике страны в основном, за счет притока валюты от внешнеэкономической деятельности происходит рост номинальных денежных доходов населения.
Доля доходов населения в общих доходах всех экономических агентов и доля депозитов физических лиц близки к постоянной величине. Население основную часть своих сбережений несет в банки, так как не доверяет альтернативным вариантам инвестирования средств (особенно в периоды нестабильности на финансовых рынках) – например, вложениям в ценные бумаги или недвижимость. В 2007 году депозиты физических лиц росли медленнее денежной массы, поэтому в условиях роста номинальных накоплений возник интерес к альтернативным источникам инвестиций. Кризис 2007–2009 гг. и послекризисное развитие экономики снова подорвали доверие населения к альтернативным способам вложения средств: инвесторы потеряли существенную часть своих инвестиций из-за падения на фондовом рынке; собственники коммерческой недвижимости в условиях стагнации пострадали от падения цен на рынке. Тем не менее, опережающий темп роста депозитов населения в банках по сравнению с ростом денежной массы должен смениться синхронными темпами роста.
Особого внимания заслуживают тенденция в предпочтении населения использовать кредитные услуги (39 %) по сравнению со сберегательными (24 % или 15 %, если исключить счета до востребования).
В целом, Россия отстает от развитых стран по показателю охвата населения кредитованием, имея при этом более высокую долю домохозяйств, испытывающих высокую кредитную нагрузку. Согласно данным «Левада-центра», в 2013 г. 27 % домохозяйств в России имело непогашенные кредиты. Для сравнения, в странах Еврозоны аналогичный показатель составлял в 2010 г. 44 %, в США – около 75 %.
В целом, все население России имеет более низкий уровень кредитной нагрузки по сравнению с европейскими странами и США. В России показатель CLR (Consumer Leverage Ratio, отношение размера задолженности домохозяйств к располагаемым доходам населения) в 2012 г. составил 22 %, а в 2013 г. увеличился до 25,6 %. Для сравнения, в странах Восточной Европы (Польша, Венгрия, Чехия) аналогичный показатель составляет 60–70 %, в странах Западной Европы (Германия, Италия, Франция) -90-105 %, в США – 115%
Однако цели получения кредитов в нашей стране и их распространенность значительно отличается от ситуации, сложившейся в развитых странах. В России преобладают потребительские кредиты на покупку товаров длительного пользования (прежде всего, бытовая техника и электроника, мебель). Такие кредиты есть у 20–30 % населения, тогда как автокредитами пользуется 5–8 % россиян, ипотечными кредитами – 2–3 % населения (Левада-центр и ФОМ