Несколько дней Андрей был в резерве. Как-то неуютно себя чувствовал. Каждый моряк служит на своём корабле, кроме береговых подразделений – штаба, складов, береговой артиллерии. Без них нельзя, но моряк живёт морем. Но новых подлодок не было. Сорок второй год был самым тяжёлым для страны. Многие предприятия и заводы были эвакуированы, только начинали обустраиваться, буквально в голом поле. А главное – нарушена связь со смежниками. Сделать самолёт, танк, корабль очень непросто. Смежники должны поставить двигатели, насосы, вооружение, листы стали, да если всё перечислить, не один том документации нужен. Судьба страны решалась на сухопутных фронтах в первую очередь. Из-за нехватки главной ударной силы армии – танков, которые настоятельно просили и требовали командармы, Сталин распределял их лично.
Корабль построить нужно значительно больше времени, сил и средств, чем танк или самолёт. И направляли новую технику в первую очередь туда, где решались стратегические задачи. Касательно флота – на Северный флот, который обеспечивал проводку конвоев союзников с ленд-лизом. Балтийский флот оказался заперт в Ленинграде и Кронштадте почти сплошными минными полями немцев и береговыми артиллерийскими батареями финнов. На Чёрном море флот сражался доблестно, но стратегических задач не выполнял и технику мог получить в основном ту, которую можно было доставить по железной дороге. Водный путь – по Днепру, Дону – невозможен, они контролируются немцами.
На надводных кораблях с началом войны некомплект личного состава. При бомбёжках и обстрелах с воздуха много раненых и убитых, а подготовленных командиров не хватает. Достаточно сказать, что за годы войны Черноморский флот потерял 1151 боевую единицу, в том числе 2 крейсера («Червона Украина» и «Коминтерн»), 3 лидера («Москва», «Харьков», «Ташкент»), 11 эсминцев, 28 подводных лодок, 28 тральщиков, 81 торпедный катер, 84 морских охотника, 168 сторожевых катеров, 11 канонерских лодок, 48 бронекатеров и множество других.
Германия потеряла на Чёрном море 455 кораблей, из них 238 боевых – 6 подводных лодок, 2 эсминца, 114 быстроходных десантных барж типа «Зигель», 28 противолодочных кораблей, 33 тральщика, 18 торпедных катеров, 8 артиллерийских катеров и 8 сторожевиков, 2 минных заградителя.
Румыны потеряли 13 боевых кораблей – 1 миноносец, по одному тральщику и минзагу, 4 торпедных катера, 2 сторожевика и 2 монитора. Италия, имевшая на Чёрном море значительно меньшие силы, потеряла 11 торпедных катеров и одну малую подводную лодку.
Несколько дней Андрей пробыл в резерве управления кадров флота, а потом получил неожиданное для себя назначение – помощником командира на «морской охотник». Даже подумалось – есть какая-то судьба или нечто другое, что ведёт человека. Спас его после гибели подлодки именно «охотник» и сейчас служить он начал на однотипном корабле. В армии и на флоте приказы не обсуждают.
Голому собраться – только подпоясаться. Скромные личные вещи, вроде бритвы, утонули с лодкой. Как был в штабе, так и прибыл на базу «морских охотников», доложил командиру, предъявил документы.