Три с половиной мысли о стратегии
Стенограмма выступления Сергея Чернышева на секции «Экономика» Форума «Стратегия 2020».>[26]
Москва, 9 февраля 2009 г.
Чернышёв:Коллеги, у нас идёт дискуссия, а в центре – наше коллективное бессознательное[кивает на мониторы в центре круглого стола, по которым идёт немая трансляция канала Bloomberg]. Нам его показывают, а мы почему-то не обращаем внимания.
Все устали, поэтому – три с половиной минуты на три с половиной мысли.
Конечно [как и Михаил Хазин], я тоже «читал Пастернака». Но наша страна так устроена, что обсудить прочитанное – не с кем.
Я согласен с тем, что в 1970-е встал во весь рост вопрос о том, как обеспечить эффективность мирового капитала. В 1990-м вышло первое издание книжки Коупленда и др., где авторы предложили управлять стоимостью и с этой целью изучать оценку стоимости. В 1990 году Эггертсон писал: деньги являются институтом, который порождает издержки, и если субъекты рынка договорились между собой, то им не нужны деньги, им можно рассчитываться с помощью механизмов многостороннего клиринга. У нас в 1989 году вышла книга «После коммунизма»…
Не думаю, что вы сейчас обязаны отдуваться за то, что мы в течение 25 лет не можем довести ряд простых мыслей до общественного мнения страны. Поэтому – всего три идеи, которые могут показаться парадоксальными.
Мысль № 1.О цифрах, записанных в Стратегии-2020.
Есть оценка доли каждой страны в XX веке в мировом ВВП, подсчитанной по паритету покупательной способности (опубликовано в 2000 г. в журнале «Мировая экономика и международные отношения»).
В 1913 году Россия занимала шестую часть земного шара (15 процентов территории), на ней проживало 14 процентов населения, при этом страна производила около 9 процентов мирового ВВП.
Пик нашего успеха был в 1960 году, когда наша страна «выползла» на соответствие между территорией и ВВП. Она в тот момент, занимая 15 процентов территории, производила 14 процентов мирового ВВП. При этом население уже было не 1/7, оно упало.
Этот успех мы никогда больше не повторили. Но тогда мы по производительности отставали от США в два раза. Программа партии предложила догнать уровень Соединённых Штатов 1960-го года в 1970-м и перегнать его в два раза в 1980-м.
Посмотрим на сегодняшнюю ситуацию. У нас на территории, которая по-прежнему занимает 11 процентов земной суши, проживает порядка 2 процентов населения – и это чудовищно! – и мы производим порядка 2 процентов ВВП.
Коллеги, если на какой-то территории, относительно большой, уровень производимого ВВП падает ниже среднемирового, то это опасно просто по закону сообщающихся сосудов. Если мы не можем обеспечить этот уровень – у нас отнимут территорию. Сейчас мы по этому параметру отстаём не то что от европейского – от среднемирового уровня в разы! Поэтому стратегия выживания должна предусматривать, что мы должны производить ВВП в объёме, пропорциональном нашей территории.
Т.е. по тем показателям, что обозначены в Стратегии-2020, мы не выживаем. Причём, отстаём от уровня выживания в разы. Это вопрос номер один. Что мы будем для этого делать, за счёт чего, утопична эта цель или нет – никого не интересует. Либо мы выживаем – тогда давайте обеспечим эту цифру – либо нет.