гара. Но чем ближе они подходили к цели, тем больше удивлялся Арий. Кого бы воевода ни спрашивал о пути к северному городу, все указывали на дорогу к Белому морю. Тогда спросил словен одного старика:
- Почему Студёное море вдруг стали называть Белым?
И ответил старик:
- Так назвали его поморы. Говорят, будто на каменный мыс полуострова Канин каждый день приходит девушка. И днём, и ночью, и в лютый холод, и в нестерпимый зной она всматривается вдаль и ждёт корабль своего любимого по имени Арий, который обещал вернуться. Красавицу зовут Беляна. Из уважения к ней и её великой любви стали люди называть это море Белым.
Услышав эту историю, Арий поблагодарил старика и помчался к каменному мысу. За ними неслась его верная тысяча всадников.
Вот, наконец, показался берег моря. Издалека заметил Арий крутой мыс и одинокую девичью фигуру на его вершине. Беляна, как всегда, стояла и смотрела в морскую даль. Галопом помчался словен. Подъехав к скале и соскочив с коня, мигом взлетел он на мыс и на глазах своих воинов упал перед девушкой на колени. Подошла и его дружина. Сойдя с коней, воины низко поклонились красавице. А Беляна, улыбнувшись, опустилась рядом с избранником и обняла его.
С тех пор так и зовётся это море Белым, а поморы хранят легенду о великой силе любви девушки-поморки к русскому витязю.
С давних времен старожилы называют тёмный Васюган рекой-сказкой, рекой легенд и преданий. Таинственные воды несёт она с далёких болот и из подземных источников. Говорят, будто уснувший некогда кволи-кожар>5 может в любой момент проснуться, стряхнуть с себя поросль векового леса, глядь озёр и рек, но пока он спит, тёмные потоки, словно нехотя, текут с него к белым струям великой и могучей Оби.
Вплотную подступают к реке гигантские кедры и разлапистые ели. Изредка белоствольная берёзовая роща или оранжевый сосняк мелькают на высоком песчаном яру. Здесь царствует кедр, ветки которого в схватке за живительные лучи северного солнца сплетаются между собой, образуя мрак под кронами деревьев. Даже в ясные дни сюда редко проникает свет. Природа края неповторима и таинственна, будто время тут замерло и остановило свой неумолимый бег. И по сей день здесь сохранились рвы некогда покинутых городищ и крепостей, остались следы чумов по краям болот, покинутые кладбища и оленьи тропы. Редкие старожилы знают, где начинаются эти тропы и куда они ведут, но даже самый древний старик не в силах припомнить, когда и какой народ проложил их. Память об этом хранит только река да легенды, которые родились на её берегах.
В стародавние времена на одном из яров реки Ва-
сюган возвышалась крепость, с трёх сторон окружённая
глубоким рвом и остроконечным частоколом. С четвёр-
той стороны её защищала сама река. Жил в этой крепо-
сти могучий богатырь по имени Нероль. Добрый, честный
и благородный, он славился открытой душой, огром-
ной силой и весёлым нравом. Часто заступался Нероль
за рыбаков, охотников и оленеводов. Стены его крепости
не раз давали приют и защиту обиженным и обездолен-
ным селькупам, пострадавшим от местного князя Кичея,