×
Traktatov.net » Легенда о Коловрате » Читать онлайн
Страница 67 из 109 Настройки

Евпатий отвел глаза. Отец рассказывал ему о той бойне, что устроили пронские князья Глеб и Константин. Они позвали своих братьев – удельных рязанских князей – на пиршество в Исады, и те приехали с семьями, приближенными боярами и почетной дружиной. А в разгар праздника в палаты ворвались нанятые Глебом половцы и перебили всех гостей до единого.

– Уж не знаю, с чего меня подлые сыновья Владимира Пронского пощадили. Может, в память о соколиных охотах, что я для них устраивал, когда они в Рязань приезжали… Только из всего посольства я один жив и остался. Лучше бы умер… Вместе с Агафьюшкой, с детками, с князем. – Монах помолчал, стараясь унять дрожь в голосе. И продолжил только через несколько бесконечно долгих минут. – Меня силой выслали, отправили на постриг в монастырь при храме Святой Живоначальной Троицы. И, наверное, это была великая Божья милость ко мне, недостойному. Не покинул меня Всевышний, не позволил сотворить смертного греха, хотя я сотни раз хотел руки на себя наложить и покончить с муками земной юдоли.

Но отец Никифор – настоятель мой, Царствие ему Небесное, – знал, как мятущийся дух усмирить и открыть грешнику дорогу к Господу. Заставлял власяницу не снимая носить, молиться днями и ночами без сна и роздыха, из ереси безбожной пинками да наставлениями вытаскивал. И тогда мне открылось, что в молитве спасение, а души земляков моих, как и мою собственную, врачевать надобно. Я могу помочь малостью – молитвой, советом, исповедью, отваром целебным… А Господь целым народам вспомоществование посылает. И пусть лекарство его бывает нестерпимо горьким, но коли стерпишь, очистишься. Так что, ты уж не обессудь, нет во мне ненависти к татарам. Одна только печаль и надежда.

Покачав головой, Коловрат задумался. Злость улеглась, и хоть они с Нестором смотрели на мир совсем по-разному, теперь безмерное смирение инока было ему куда понятнее… У всякого свой груз, и всякий его несет как может. Однако Евпатий вел за собой людей, которые на него надеялись, так что не спросить он не мог, хотя и не ждал положительного ответа:

– Значит, не поможешь нам?

– Воевать – нет. Но буду молиться за вас. И можете здесь оставаться, сколько надо.

– Оставаться нам нельзя. Следом татары идут. Метель, конечно, следы заметет, но рассчитывать на это не стоит. Тебе бы тоже уйти надобно – язычники не посмотрят, что ты божий человек. Если подумают, что знаешь что-то, запытают.

В пещере повисло напряженное молчание. Старый монах и молодой витязь смотрели друг на друга, и каждый решал, как поступить. В конце концов, Нестор стал палкой чертить на припорошенном землей каменном полу:

– Тут неподалеку есть заимка, где охотники во время лесования останавливаются. Там землянки накопаны, можно от снега и мороза укрыться.

– А ты?

– А я останусь. Меня звери охраняют. Я давно от мирского отрекся – они чувствуют, не боятся. Потапыч, что на опушке вас встретил, с руки ест. Не пропаду.

– Ну, как знаешь, – с сомнением произнес Коловрат.

– Ты не переживай за меня. Господь охранит. Да и не задержусь я в келье своей надолго – пойду по весям. Война плодит страждущих, а мне помогать им должно.