В частности, существует несколько транспортеров для глутамата, известные как транспортеры возбуждающих аминокислот 1-5 или EAAT1-5 (Таблица 2-2). Точная локализация этих различных транспортеров на пресинаптических нейронах, постсинаптических нейронах или глии все еще исследуется, но поглощение глией глутамата хорошо известно, как ключевая система для повторного захвата глутамата с целью его последующего использования. Транспортировка в глию приводит к превращению глутамата в глутамин, а затем глутамин входит в пресинаптический нейрон для реконверсии обратно в глутамат. В клинической практике, как известно, не используются блокаторы транспортеров глутамата.
Одно различие между транспортом медиаторов семейством генов SLC6 и транспортом глутамата семейством генов SLC1 заключается в том, что глутамат, по-видимому, не имеет связи с котранспортом хлора с натрием. Кроме того, транспорт глутамата почти всегда завязан на контрперенос калия, тогда как это не всегда имеет место с транспортерами семейства генов SLC6. Глутаматные транспортеры могут работать вместе как тримеры, а не димеры, как это делают транспортеры SLC6. Функциональная значимость этих различий остается неясной, но может стать более очевидной, если будут открыты клинически полезные психофармакологические агенты, которые нацелены на глутаматные перевозчики. Поскольку зачастую желательно ослаблять, а не усиливать глутаматную нейропередачу, будущее использования глутаматных транспортеров, как терапевтических целей также остается неясным.
Г де находятся транспортеры гистамина и нейропептидов?
Интересно, что, видимо, не все нейротрансмиттеры регулируются транспортерами обратного захвата. Центральный нейромедиатор гистамин, по-видимому, не имеет пресинаптического транспортера (хотя он переносится в синаптические везикулы VMAT2, тем же транспортером, который используется для моноаминов - смотрите Рисунок 2-2B). Следовательно, инактивация гистамина считается полностью ферментативной. Это же можно сказать, и для нейропептидов, так как обратный захват и пресинаптические транспортеры для них так же не были найдены, и этой информации, по-видимому, очень не хватает. Инактивация нейропептидов, вероятно, идет путем диффузии, изоляции и ферментативного разрушения, но не с помощью пресинаптического транспорта. Возможно, транспортер будет обнаружен в будущем для некоторых из этих нейромедиаторов, но в настоящее время нет известных пресинаптических транспортеров для гистамина или нейропептидов.
Везикулярные транспортеры: подтипы и функции
Везикулярные транспортеры для моноаминов (VMAT) являются членами семейства генов SLC18 и уже обсуждались выше. Они показаны на Рисунке 2-2B и перечислены в Таблице 2-3, как и везикулярный транспортер для ацетилхолина - также член семейства SLC18, но известный как VAChT. Везикулярный транспортер GABA является членом генетического семейства SLC32 и называется VIAAT (везикулярный транспортер ингибирующих аминокислот; Рисунок 2-2B и Таблица 2-3). Наконец, везикулярные транспортеры для глутамата, именуемые vGluT1-3 (везикулярный транспортер глутамата 1, 2 и 3) являются членами генетического семейства SLC17 - и также показаны на Рисунке 2-2B и перечисленные в Таблице 2-3. Транспортер SV2A - это новый 12-трансмембранный синаптический везикулярный транспортер до сих пор неопределенного механизма и с неясными субстратами; он локализуется на синаптической везикулярной мембране и связывает противосудорожный препарат леветирацетам, возможно, вмешивающийся в производство нейротрансмиттеров и тем самым уменьшая судороги.