— Что?
— Вставай, скорее, надо убираться отсюда! Тебя уже начало засасывать!
Лицо цварга выглядело обеспокоенным. Он взял меня за здоровую руку, одновременно для надёжности обхватив её ещё и хвостом, и потянул на себя. Я заметила, как при этом движении сам цварг ушёл в песок по щиколотку.
— Куда засасывает, Райан? О чём ты? Я просто немного ударилась, но сейчас приду в себя… дай пять минут.
— Джерри, нельзя, ты заснёшь. Посмотри на свои ноги!
Я перевела взгляд и обнаружила, что ноги действительно уже погрузились по колено в зыбкую лимонно-жёлтую с белыми вкраплениями массу. Так вот почему мне стало прохладно! Неподдельный испуг туже привёл меня в чувство, сонное состояние как рукой сняло, и я отчаянно засуетилась, пытаясь выбраться.
— Замри, Джерри, если хочешь жить, — сквозь зубы прорычал Райан. Только сейчас я обратила внимание, что он встал на четвереньки, перехватил мою руку хвостом на манер страховочного каната, и медленно тянет меня в сторону каменного склона.
С величайшим трудом приказала себе не двигаться. От накрывшей тревоги сердце застучало как у канарейки. Я видела по бугрившимся сквозь эластичный костюм мышцам цварга, что он прикладывает недюжинную силу, чтобы вытащить меня, но песок вцепился в нас, словно живой.
— Что это вообще за дрянь такая? — спросила, тщательно пытаясь скрыть в голосе нарастающую панику.
— Это зыбучие пески. У Асхела очень тонкий атмосферный слой, и метеориты не сгорают в нём полностью, а падают на поверхность. Каменный склон, по которому ты имела неосторожность скатиться — кратер метеорита. А песок с пустотами и сонным газом — собственная почва Асхела. Ты с размаху упала на песчаное дно и потревожила естественные камеры с газом — вот и результат. — Райан пыхтел, но уверенно вытаскивал меня из ловушки.
Я тут же живо представила себе, как разгорячённый гигантский камень на огромной скорости падает на поверхность Асхела, зарывается в песок, а там постепенно остывает и уменьшается в размерах. Сонный газ, залегающий ниже почвы, постепенно занимает высвобождающееся пространство, где раньше находился метеорит. Чем больше изначальный камень, тем больше камер с опасным летучим газом образуется в песках. Окинула взглядом зыбучую «поляну» и сглотнула. Повезло, что свалилась у самого края, и Райан так быстро подоспел.
— Откуда ты всё это знаешь? — удивилась, с облегчением наблюдая, что песок засасывает теперь лишь щиколотки. Ещё чуть-чуть, и мы выберемся. — Я специально изучила Справочник Планет, но в нём не было такой информации!
— Джерри, запомни, — выдохнул цварг. — Никто и никогда не станет публиковать действительно важную информацию в каких-либо справочниках. Эта планета с одной стороны пригодна для жизни, а с другой — крайне опасна в метеоритный сезон. А в не-метеоритный её можно использовать как ловушку для врагов, прикрытие, временную площадку для вынужденной остановки… да как всё что угодно. Из чисто политических взглядов такую информацию ни за что бы не стали вносить в Справочник Планет. Агенты должны уметь читать между строк то, что никогда не напишут.