Поскольку мы верим, что курим по привычке, логично предположить: чем дольше и активнее мы курим, тем глубже укореняется привычка. Но обратимся вновь к неоспоримым фактам: курить чаще бросают активные курильщики со стажем, а не молодежь, которая хватается за сигарету время от времени. Общество не в состоянии уберечь своих молодых членов от зависимости. Это особенно справедливо для девушек. Можно возразить, что у молодых людей, которые курят от случая к случаю, нет ни потребности, ни желания бросать курить. Согласен. А если они курят потому, что попали в ловушку, а не потому, что сами так хотят, можно ли представить более наглядный пример зависимости? Кто более зависим — человек, который уверен, что сам решил курить, или человек, который убежден, что попал в ловушку? Пока не поймешь, что ты в ловушке, у тебя не возникнет никакого желания выбраться из нее, а значит, и бросить курить: твои шансы на успешное расставание с сигаретами равны нулю. Конечно, если мы признаемся, что находимся в ловушке, это еще не гарантирует нам спасение, но создаст такую возможность.
Задайте себе или другому курильщику вопрос, зачем лично вам или ему курение, и услышите заявление вроде:
«Мне нравится вкус сигареты, особенно после еды».
Вам когда-нибудь доводилось есть или хотя бы жевать сигарету? И какова она на вкус? И если у сигарет действительно есть вкус, как может одна сигарета отличаться от остальных из той же пачки? Да, я знаю, что вам нечего ответить. Вы не помечаете сигареты в пачке ярлыками «завтрак», «для кофе», «после ужина». Курильщики скажут, что сигареты избавляют от скуки и стресса, помогают сосредоточиться и расслабиться. Но подождите, скука и сосредоточенность — противоположные состояния, как стресс и расслабление. Ни этих курильщиков, ни вас глупыми людьми не назовешь. Если я попытаюсь продать вам чудесную таблетку, эффект которой будет прямо противоположен эффекту точно такой же таблетки, принятой часом ранее, вы назовете меня или шарлатаном, или кретином. Тем не менее, общество в целом и курильщики в частности готовы поверить в абсолютно противоречивые свойства табака.
Так почему же мы миримся с этими противоречиями? Почему без колебаний выводим на чистую воду глупца или шарлатана, который пытается всучить нам волшебную таблетку, но наивно верим в противоречивые преимущества курения и даже способствуем распространению мифов о нем? И почему мы продолжаем делать это, несмотря на то, что наши маленькие друзья и помощники обходятся слишком дорого и дают опасные побочные эффекты?
Корни противоречия уходят гораздо глубже. В западном обществе вы не встретите родителей, которые поощряли бы курение детей, и родители-курильщики при этом оказываются более рьяными противниками никотина, чем папы и мамы, которые сами никогда не курили. Но те же самые родители будут долго и упорно втолковывать вам, что курение доставляет им удовольствие и помогает, главное, чтобы дети этого не слышали.
К чему это явное лицемерие? В сущности, это не лицемерие: всем курильщикам кажется, что они курят потому, что очутились в ловушке, а не потому, что сами так решили.