×
Traktatov.net » Тело как улика » Читать онлайн
Страница 48 из 154 Настройки

Социальное неравенство создает как бы невидимые «тюрьмы», чьи «заключенные» чаще болеют, имеют более низкую продолжительность жизни и убивают себя гораздо чаще, чем жители более успешных регионов. Многие заключенные «приносят» в тюрьму социальный и биографический риск самоубийства.

Также заключенные страдают от психических расстройств, обычно сопровождающихся зависимостью от веществ (алкоголя, наркотиков, медикаментов). Во многих случаях они травмированы тяжелыми жизненными обстоятельствами, такими как изнасилование, жестокое обращение и унижение, – все это считается факторами риска, провоцирующими суицид.

Хорошо известно, что депрессия увеличивает склонность к самоубийству; агрессивность также повышает риск самоубийств. Согласно исследованиям, проведенным в США, среди заключенных, обвиняемых в убийствах, изнасиловании или похищении людей, на сегодняшний день самый высокий показатель самоубийств. Частично это объясняется длительным сроком тяжкого тюремного заключения, который эти группы правонарушителей должны отбывать. Склонность к экстремальному насилию у убийц и насильников проявляется и в их суицидальных наклонностях. По итогам серии исследований можно сделать вывод, что «существует связь между самоубийством и склонностью к насилию, импульсивностью и дисбалансом серотонина в центральной нервной системе». Агрессия правонарушителей в тюрьмах часто оборачивается против них самих, если государство не противодействует этому, обеспечивая надлежащий контроль и используя превентивные меры.

Число самоубийств среди таких лиц, как певец Курт Деммлер (см. следующую главу), которые были задержаны за сексуальные преступления против несовершеннолетних, находится в соотношении 1:24 (установлено в одном из исследований, проведенных в Ирландии). Выводы, сделанные по итогам осуществленного в Англии изучения, говорят о том, что уровень самоубийств в 183 раза выше среди лиц, которым предъявлены обвинения в преступлениях против детей. Помимо бремени самого процесса в целом, здесь, вероятно, играет роль стыд, который испытывает преступник.

Согласно статистике Европейской уголовно-исполнительной системы в тюрьмах Европейского союза в период между 1997 и 2007 годами в результате суицида ушли из жизни в среднем 10,5 заключенных на 10 000 арестованных; это около 30 человек в год. Таким образом, более трети смертей (36 %) в тюрьмах ЕС с самоубийством. Уровень самоубийств в центрах содержания под стражей в ЕС оказался в семь раз выше, чем среди населения в целом.

Поскольку государство практически полностью контролирует заключенных, оно обязано обеспечивать предотвращение самоубийств в исправительных учреждениях. Однако до настоящего времени не разработано надежных критериев для прогнозирования суицида. Несмотря на различные коммуникативные и психотерапевтические методики, в центрах содержания под стражей суицидальные тенденции отдельных заключенных по-прежнему остаются незамеченными.

Наиболее широко распространенный способ суицида в местах лишения свободы – повешение. В ходе исследования в тюрьме Гамбурга с 1990 по 2001 годы выявлено, что 25 из 26 самоубийств было осуществлено с помощью повешения. В качестве инструментов подвешивания использовались бытовые подручные средства, такие как простыни или электропровода. В центрах содержания под стражей, где задержанным разрешено хранить собственную одежду, часто используются для повешения ремни.