В бухте было два грузовых судна, оба с полными трюмами риса и других круп. На Тайване пока проблем с продовольствием не было, однако тихоходы адмирал прихватил. Будет чем пленных кормить. Потом адмирал направился вдоль побережья к Токио, топя всё, что шло под японским флагом. Как удалось захватить канонерскую лодку, даже пересказывать забавно. На неё миноносец наскочил в темноте и в тумане. Удара удалось избежать, якорная цепь не дала проскочить мимо и прижала борт миноносца к канонерке. Однако капитан корабля не растерялся и решил пойти на абордаж. Пятьдесят русских моряков, включая трёх аргентинских добровольцев, с рёвом полезли на палубу судна противника. На других миноносцах, сообразив, что происходит, подошли к другому борту и поучаствовали в истреблении команды. Ночью часть команды спала, была только вахтенная смена, поэтому потери были небольшими, одиннадцать убито, восемнадцать ранено. А канонерку Эссен приказал забрать, пригодится. На неё перешла перегонная команда. Этой же ночью удалось с миноносца торпедировать крейсер, что их искал, и тот выбросился на берег. Другая мина прошла мимо, но и одной хватило, к сожалению, тот не затонул, был близко от берега, и в будущем у японцев есть шансы его восстановить.
Дальше рейдовая группа действовала так же: остановка японцев с последующим их утоплением, команды отправлялись на берег. Вот тогда и встретились нашим три парохода, причём войскового обеспечения, спешившие к месту сбора флота. На одном были артиллеристы и часть боезапаса, на втором – шестнадцать английских современных гаубиц, полный гаубичный дивизион, на третьем – боезапас. Артиллеристы сдаваться не захотели и были отправлены артиллерийским огнём с крейсера на дно, а два других благополучно взяты на абордаж. Ещё сутки адмирал бесчинствовал в опустевших водах, обстреливая порты, взял призом ещё один пароход с боеприпасами для японского флота, после чего ночью направился обратно. Своё дело он сделал, показал, что мы силу имеем, как и наглость, и это хорошо. Единственно, что я сделал бы на его месте, – разделил бы отряд на две группы. Например, оба миноносца с одним из вспомогательных крейсеров направил в одну сторону, флагман с другим вспомогательным крейсером – в другую. Больше побережья охватили бы. Однако и так неплохо.
С двумя судами с припасами Эссен вернулся на Тайвань, счастливо избежав по пути встречи с японским флотом. В принципе на этом всё. Кондратенко уже в курсе, и у него были артиллеристы, а сейчас шло формирование дивизиона. Четырёхбатарейного состава. Правда, лошадей для перевозки гаубиц не было, на пароходах, впрочем, тоже. Однако две упряжки из местных лошадей и коноводов сформировать удалось, так что перевозились гаубицы к узлам обороны с помощью них. Причём полностью дивизион не разгружался, две батареи планировалось морем отправить в Еаосюн, там тоже артиллерия нужна. Вот так частично и была решена проблема с пушками.
Лётнаб сначала забежал в разведотдел, оставил там аппаратуру, снимки сделать, и уже оттуда был отправлен к нам.