×
Traktatov.net » Конунг Руси » Читать онлайн
Страница 138 из 145 Настройки

Тем временем Ярослав выдвинулся на дистанцию в двести шагов и начал обстреливать «стену щитов» хазар из онагров. Керамическими горшками с древесным спиртом.

Рассеивание было довольно приличным. Однако попадать и не требовалось. То здесь, то там в землю ударялись горшки, расплескивая свое содержимое. А фитили его поджигали. Что самым деморализующим образом действовало на племенное ополчение.

И тут от леса зазвучали рожки. Это начало выходить ополчение восточных кривичей, подкрепленное дружиной Ладоги. Ладога находилась в вассальном положение к нему и охотно отозвалась на призыв о помощи. Тем более что время кампании было примерно определено.

Ополчение же восточных кривичей же… хм… Ярослав договорился с ними о кратковременном найме на службу. То есть это был не призыв союзников, а фактически подряд наемников. И на время службы они служили ему, а не своим вождям. Что наш герой провернул благодаря дружбе с волхвами Перуна и с их помощью.

В качестве платы он выдавал каждому ополченцу комплект из круглого клееного щита линзовидного профиля с плечевым подвесом, клееного шлема, по типу асигару, и легкого копья с клееным древком. Таким образом, все ополчение восточных кривичей оказалось очень богато и прилично снаряжено. По сравнению с их соседями, против которых они и вышли, заодно заблокировав им путь отхода на запад. С юга была река. С севера густой лес. А с востока надвигался Ярослав. Плюс там располагалось еще два отряда: дружина греков и неопознанная дружина викингов.

Бьёрн задумался. Как ему поступить в текущей ситуации? Помощь ведь Ярославу явно была не нужна. А им, очевидно, не доверяли. Но дилемма разрешилась сама собой. От дружины конунга отделился всадник и отправился рысью к викингам, дабы выяснить, что к чему. А из крепости начало выходить ополчение. Далеко не так организованно, как дружина, но все равно – значимая сила. Это ведь были сотня копейщиков, сотня топорников и сотня фундиторов – пращников. Причем все упакованы в стеганые халаты, клееные шлемы и имели клееные щиты. Так что выглядели довольно солидно.

Еще ополчение полностью не выдвинулось из города, как ситуация с викингами разрешилась. И те, развернувшись нестройной толпой, стали продвигаться к северному флангу «стены щитов» хазар. И ромейские наемники присоединились к ним, заняв место между северянами и дружиной Ярослава. Ополчение же пошло южнее, вдоль берега реки, нависая над другим флангом «стены щитов».

Последней каплей для Захария оказалось то, что из крепости вышли еще сотни полторы человек с клееными щитами и шлемами, держащие в руках топоры. Ими были вольные гребцы с византийских кораблей и члены экипажа – морячки, в общем. Их вывели по приказу Льва Философа и под его началом.

– Нужно уходить, – тихо шепнул на ухо кагану его сын. – Ты сам видишь, их слишком много.

– Мы не уйдем, – так же тихо ответил каган. – Эти вон, смотри, перекрыли тропинки, ведущие вдоль реки на запад. А те – на восток.

– Мы ударим конницей и прорвемся.

– Мы можем прорваться. А можем и нет.

– Там стоят северяне.