×
Traktatov.net » Путь с войны » Читать онлайн
Страница 55 из 135 Настройки

Ырысту оказался в лесу. Не тайга, конечно. Деревья лиственные и какие-то несерьезные. Хотя дышится легко, упоительно, дышится лесом.

На одно из деревьев Бардин повязал ленточку, побрызгал из фляги по сторонам, поприветствовал местных духов. Никто не ответил. И пес с вами! Ырысту снял сапоги, портянки утрамбовал в карман и пошел по лесу босиком. Да, чувствовать землю! Сквозь тысячелетия, из первобытных времен донеслась первичная приветливость мира.

«Человек- человек – человек», – зачирикали птицы.

«Свой-свой», – просвистел в ответ Ырысту.

Пернатое общество успокоилось, занялось своими делами.

Это в Онгудае было, семь лет назад. Одна семья промышляла в тайге, и кызычак, младшая дочь куда-то в сторону отошла. Не то, чтобы заблудилась, алтаец не может в тайге заблудится, а просто как-то одна осталась. Села под кедр, отдыхает, ягоду ест. Вдруг слышит голоса! И голоса эти рассуждают о том, что теперь будет хорошо, ореха будет много, людей – мало, и все в таком роде. Когда девочка рассказала родне об услышанном, ихняя самая старшая бабка поняла, что это был разговор птиц. И разговор этот – к беде. Будет много ореха, значит не будет мужчин. Война! Предстоит война, куда уйдут мужчины.

Такие дела. Кто-то понимает птиц, кто-то слышит умерших людей. Один идиот время от времени будущее видит. Абсолютно супротив желания. Почему идиот? А я самокритичный. Ведь как разумно и замечательно устроено, что старуха-время прячет свои горькие настойки в кладовой на верхней полке. Незнание будущего рождает самое светлое, живительное чувство – надежду. Вера, надежда, любовь. Вера может быть как камень, любовь – свет. Надежда подобна дыханию, ее можно не осознавать, но это не то, что признак жизни, это сама жизнь и есть. В приступе удушья каждый вдох за счастье, в ужасной ситуации только надежда дает силы, побуждает и ведет.

Так что мало хорошего в озарениях, когда приоткрывается будущее. Придет, к примеру, новенький почти дистрофик лейтенант, смотришь: приятный парень. Слегка обдолбаный уставом, пришибленный комсомолом, но в целом юноша достойный. А потом неожиданно: бляха-муха, в рот гитлера пороть, смертеныш на плече!!! Нет лейтенанта в завтрашнем дне. И жалко. Неудобно к тому же, и в глаза смотреть не можешь, будто тебе стало доподлинно известно, что мама лейтенанта – проститутка. Как-то так, только в тысячу раз неудобнее.

Собственное будущее, к счастью, скрыто. Так будем наслаждаться этим мигом! Хорошо ходить босиком. Что надоело за четыре года войны, так это сапоги. Фрицы, командиры и сапоги, а в остальном война терпима. Техника еще, это самое нозячее. Шумно, зловонно. Самолеты, блин! Кто их придумал только? Да здравствует тишина!

Эге… Это кто это в лесу? Запах человеческий ноздрями забирает здоровая зверюга. Что надо? Вслед запаху лови: хозяин идет, спокойно. Хозяин идет с миром, всем угомониться! Спокойно!

Вот так-то. Расслабились тут в европейских лесах. А в стародавние времена все звери и птицы подчинялись Человеку, понимали людскую речь, потому как Небесный Владыка поставил Человека главным над всеми живыми существами. У вас тут, смотрю, это забыли.