×
Traktatov.net » Казачья доля: воля-неволя » Читать онлайн
Страница 77 из 132 Настройки

Ах, так? – возмутились русские и отправили свои войска на защиту болгар.

Конечно, брать с собой коня, привезенного от горцев, Семен не стал. Отец сказал, хороший производитель из Али получится, но ехать на нем в войска – только народ смешить. И все прикидывал, вздыхал: для того, чтобы стать настоящим коннозаводчиком нужно было много денег.

Вообще непонятно, чего Семен так усиленно о разведении лошадей думал. Когда еще он сможет заниматься этим делом спокойно, не ожидая всякий день, что приедет из Екатеринодара посыльный и объявит очередной сбор. Отец его такими думками, не иначе, заразил.

Правда, отец со своими намерениями, разводить лошадей-тяжеловозов, в последнее время поутих.

– Сынку, я тебя понимаю: выводить хороших скаковых лошадей – дело интересное, но где денег взять?

– Я с войны привезу! – легкомысленно пообещал Семен.

– Это как сложится, – хмыкнул отец.

– Вот увидишь! А ежели коней у турок отобьем, и вовсе дело пойдет!

Первый удар в русско-турецкой войне армия императора Александра II нанесла по Ардагану – турецкой крепости, реконструированной с помощью англичан и казавшейся особенно недоступной. Сходу, без разведки, ее было не взять. А для разведки понадобились добровольцы. Казаки на предложение командира, выйти таковым из строя, вышли все, так что перед хорунжим, который возглавлял группу разведчиков, стояла нелегкая задача, выбрать лучших. Из лучших. Но, так или иначе, попал в нее Семен Гречко.

Турки группу разведчиков обнаружили и выслали из крепости отряд конницы, который должен был отрезать казакам путь к отступлению. Но казаки не привыкли оставлять своих в беде. Так что, на выручку бросилась полусотня верховых, спасшая от гибели товарищей.

Семен Гречко особо отличился. Впоследствии он рассказывал, что ему просто повезло. На самом деле, казаку удалось закатиться в небольшую ложбину – Щирый проделал это без сучка, без задоринки и, когда турецкая конница проносилась мимо, Семен смог, приподнявшись, сбить с седла одного из последних, почему-то замешкавшегося всадника, и, оглушив его, притащить в расположение полка, крайне нуждавшегося в языке.

Командование отметило подвиг Гречко орденом Святого Георгия четвертой степени.

Время вообще бежит быстро, но когда человек проводит его в труде, бежит еще быстрее. Для Семена Гречко война с турками показалась сплошными переездами, переходами, стоянием в карауле, а между ними – сражениями, в которых гибли товарищи…

Он мчался, стрелял, махал шашкой, а потом подолгу ехал верхом, порой ухитряясь даже дремать в седле.

Время от времени он встречался с Василием, своим новым родственником, который незаметно для других его опекал. По сравнению с Семеном он был уже бывалым воином, потому передавал свой опыт шурину.

У Семена в жизни было много учителей, но он никогда не считал, будто знаний ему хватит или выражал бы недовольство тем, что его учебой мучают.

Кто знает, может, правильное усвоение этих знаний помогло ему, в конце концов, выйти целым и невредимым из этой военной кампании.

Глава двадцать третья

Обоз шел по мосту через Днепр. Ехали телеги со всякого рода скарбом, дробили копытами звук подков сотен лошадей трофейного табуна.