Тем не менее указывалось, что "также заслуживает внимание и проект инженера Шишкова по проектированию судна водоизмещением около 3000 т с ходом в 30 узлов, на палубе которого в специально устроенных ангарах можно помещать четыре аэроплана, два из них вполне готовых к полету".
Интересно заметить, что суть проекта Шишкова заключалась в использовании высокой скорости корабля для взлета аэроплана без разбега. В итоге морское ведомство посчитало целесообразным переоборудовать под носители гидросамолетов транспорты, а не боевые корабли. На Черном море решили использовать для этих целей однотипные суда "Николай I" и "Александр I".
Эти транспорты имели длину 120 м, ширину 15,6 и скорость хода 14 узлов, водоизмещение 9200 т. Каждый из них мог брать на борт 6-8 летающих лодок "КертиссМ".
Американская летающая лодка "Кертисс М", производства 1913 г., имела длину 8,8 м, размах крыла - 8,7 м, полетную массу до 843 кг, максимальную скорость - 96 км/ч, потолок 2000 м и продолжительность полета - 3.5 ч. По конструкции "Кертисс М" представляет собой трехстоечный биплан с элеронами, подвешенными между верхним и нижним крыльями, с двигателем "Кертисс" мощностью в 85 л.с.
Россия закупила 75 гидросамолетов этого типа, из которых 20 собрали на Черном море и несколько - на Балтийском. Остальные так и не были собраны из-за плохого качества двигателей. Но уже в начале 1916-го американские летающие лодки заменили отечественными Д.П. Григоровича М-5 и М-9.
1 августа 1914-го Германия объявила войну России. В тот же день к личному составу Балтийского флота обратился командующий флотом Эссен, призвав моряков исполнить свой священный долг - защитить Родину. Сил у России имелось достаточно: из всех вступивших а войну стран наиболее многочисленной по количеству боевых самолетов была русская военная авиация, насчитывавашая до 250 самолетов с подготовленными летчиками и техническим составом. Самолеты отечественных конструкций составляли около 30%.
Большинство машин иностранных конструкторов производилось на российских заводах. Но двигатели использовались, в основном, иностранного производства, которых всегда не хватало, что лимитировало отечественное самолетостроение на протяжении всей войны.
Между тем русские авиаконструкторы за годы войны сделали немало в опытном самолетостроении. Только в 1916-м они создали свыше 60 образцов сухопутных и морских самолетов. И по общему уровню технология самолетостроения в России была достаточно высокой.
Русское военно-морское ведомство приобретало, в основном, самолеты французского производства: "Вуазен-Канар", "Моран", двухпоплавковый "Депер-Дюссен", "Фарман". "Доннэ-Левек", "Кодрон-амфибия","Телье", FBA и американские "Кертиссы" нескольких типов.
На Балтийском флоте для переоборудования под авиатранспорт выбрали пароход "Императрица Александра" водоизмещением 3800 т и скоростью хода - 12 узлов. Корабль вступил в строй в 1915-м. Впоследствии авиатранспорт получил название "Орлица". На нем имелось два ангара для четырех самолетов, а пятый находился в трюме в разобранном виде. В кормовой части судна размещались мастерские с оборудованием для среднего ремонта аэропланов. Спуск и подъем гидросамолетов осуществлялся двумя стрелами, установленными на мачтах.