Тем не менее человек будет пытаться избавиться от риска таким образом, чтобы его кривая дохода превратилась в то, к чему он привык в управляемой реальности рынка труда, – в ежемесячную зарплату. Это будет искажать его целеполагание, направлять его усилия мимо настоящей долгосрочной цели, для достижения которой не так уж и важно, насколько гладкой окажется в итоге кривая роста капитала.
Другая установка, создающая проблемы в рыночной реальности, касается представлений, каким образом успех может быть достигнут. В управляемой реальности действует довольно прямолинейная логика: действуй активнее – получишь больше. А если хочешь сверхуспеха, нужно прыгнуть выше головы, совершить героическое сверхусилие.
Эта логика вполне работает там, где в принципе есть положительная отдача на усилия, где усилия создают добавочную стоимость. Приложили сверхусилие – получили сверхрезультат.
Но на рынке эта логика дает сбой. В зоне премий за риск усилия не требуются в принципе, поэтому попытки действовать активнее неизбежно приведут в зону игр за преимущество. А в пространстве этих игр добавочной стоимости для участников не создается, это игры с отрицательной суммой. И там прямолинейная логика «дави сильнее – получишь больше» ломается.
В пространстве игр людей с людьми нет простой логики, позволяющей последовательно и гарантированно прийти к успеху. Все, что может быть воспроизведено и освоено кем угодно, не может давать существенного эффекта. Устойчиво работают только вещи, которые оказываются для большинства участников недоступными или невоспроизводимыми. Они и становятся преимуществами, дающими вам шансы на успех в этих играх. По большому счету, нет коротких путей для наработки этих преимуществ, и нет никаких гарантий, что усилия в этом направлении будут вознаграждены. Все ваши сверхусилия могут уйти в песок, а заметного преимущества так и не случится.
Другая установка, создающая проблемы, – отношение к убыткам.
В среде с высокой неопределенностью, какими бы устойчивыми ни были ваши предположения, вы периодически будете получать в ответ негативные исходы и даже затяжные серии негативных исходов. Человек, отягощенный стереотипами управляемой реальности, будет однозначно относиться к убыткам как к сигналу, что он что-то делает неправильно, что с его предположениями что-то не так. Поэтому он будет реагировать на убытки, что-то менять в своем способе действия, как-то маневрировать.
Но в условиях «настоящей» реальности даже затяжные серии неудач могут оказаться просто реализациями рисков, с которыми вы вынуждены контактировать по ходу игры. Далеко не факт при этом, что ваша позиция в игре неверна и что ее нужно менять. Убытки – это просто часть игры, с которой нужно смириться.
Это неверное понимание природы убытков будет вынуждать игрока маневрировать больше, чем нужно. Причем можно уверенно предположить, что общий вклад этих маневров в долгосрочную доходность будет отрицательным.
Каким бы ни был ваш подход, рынок будет периодически испытывать его на прочность, причем эти испытания, вероятно, будут происходить в рамках определенной циклической логики. Велика вероятность, что вы начнете маневрировать на эксцессах какого-то циклического процесса, когда маневрировать вам невыгодно, когда лучше было бы просто подождать нормализации ситуации. Можно сказать, что ваши маневры на убыточных сериях будут в основном попытками убежать от эксцессов. Но поскольку эксцессы – это часть рыночной реальности, вы будете бегать от неизбежного к неизбежному, испытывая лишний стресс, теряя ресурсы и добавляя неэффективности в ваше взаимодействие с рынком.