Более того, человек перестает владеть собой, потому что в нем восстают душевные страсти, которых Бог не создавал, но которые возникают из-за отсутствия правильных отношений с Богом и людьми. И тогда человек унывает, все толкует превратно, чувствует себя усталым. Его заставляют унывать луна, жара, ветер. Все омрачает его душу, он чувствует себя невыносимо, ничего не может делать. Его душа ненавидит, питает ко всему отвращение, негодует, склонна к бегству или переменам.
Сегодня этот человек хочет пойти сюда, завтра туда. Его назначаешь на кухню — он хочет накрывать на столы. Посылаешь накрывать на столы — он хочет вернуться на кухню. Снова назначаешь его на кухню — он хочет в архондарик. Отправляешь в архондарик — ему кажется, что он утомляется от гостей. В его душевном устроении заметна немощь, а в духовном — совершенное бессилие. Он теряет всякую возможность пребывать внутренне в равновесии и возвышать ум к Богу, в результате чего у него нет никакой связи с Богом. Все в человеке: его тело, душа и дух — вступает между собой в конфликт.
Представьте себе такую картину. Союзники выходят сразиться с противником, но тут происходит какое-то недоразумение, и они начинают стрелять друг в друга. То же самое случается и с человеком. Плоть сражается с душой, а душа сражается с духом.
Правильная связь между ними разрушается, и человек становится полем жестоких и нескончаемых сражений, которые, однако же, не приносят ему Бога.
Если тебе удастся полюбить ближнего, если ты примешь его, если обнимешь его всем своим существом, тогда ты оберетешь мир. Плач, терпение, мир и радость дадут тебе Духа Святого. Это означает, что с этих пор ты входишь в место Божие. Теперь начинается твоя духовная жизнь, потому что ты преодолел бездну греха и находишься уже в легком сумраке, имея перед собой отблеск света Святого Духа.
Блаженны те, чьи труды совершены с разумом, ибо они избавили себя от всякого отягощения и избежали коварства демонов, особенно демонов боязливости, мешающих человеку во всяком добром деле, к которому он приступает, и ввергающих ум в леность, когда он неусыпно внимает Богу.
Блаженны те, кто понял, что такое духовная жизнь, и с разумом подвергает себя трудам подвижничества, плачу, боли, бдению, посту, молитве. Они не всуе трудятся, потому что знают, что сами по себе их труды не имеют никакого значения, но достигают только одной цели: привлекают благодать Божию, Самого Бога, Который приходит и наполняет их сердце.
Кто может предстать пред Богом и похвалиться множеством своих жертв, бдений, возлежаний на земле? Такого Бог отвергнет, потому что наши труды не заслуживают ни малейшего воздаяния. Но те, кто трудятся с разумом, получат покой от всякого отягощения. А какой только тяжести нет у человека!
Один болен и чувствует тяжесть в голове или сердце, не может пошевелиться, устает, мучается. У другого душевная тяжесть, уныние, помыслы, он принимает решения, но никогда их не воплощает в жизнь, потому что быстро меняет свое мнение. Он живет как несчастный узник, связанный по рукам и ногам. Он не может преуспеть, не может сказать самому себе: «Вперед!» Пытается пошевелиться — и тут же падает. Идет в церковь — у него закрываются глаза, веки тяжелеют, в сердце тяжесть, как будто внутри и снаружи он обременен непомерным грузом. Он несчастен.