×
Traktatov.net » Толкование на подвижнические слова Аввы Исаии » Читать онлайн
Страница 185 из 228 Настройки

Сосредоточенный человек, пребывая в плаче, сокрушении сердца и духе смирения, начинает обретать свою полноту. Страсти уходят, место теней заступает свет — Божественные энергии, которые дарует нам Бог ради нашего сокровенного труда и которые становятся уже нашей собственностью. Как белый предмет бел потому, что причастен свету, и как уголь в огне и сам становится огнем, так и я приобретаю то же достоинство, ту же славу, которую имеет Бог, приобретаю энергию Бога, любовь Бога, смирение Бога, глубину Бога. То, чем является Бог, становится моим собственным достоянием, и таким образом мое богатство начинает увеличиваться, и я преуспеваю в духовной жизни. Слова «собственным достоинством и собственными добродетелями» означают, что я становлюсь способным черпать у Бога и у себя самого.

Мои добродетели, принимая Божию энергию, превращаются в исходящие от меня лучи. Действующий Бог становится действием моего бытия. Теперь уже есть не один только Бог, но и я, начинающий что-то отдавать. Теперь я преуспеваю, и мои надежды начинают становиться действительностью, а незримое мною становится видимым.

Но для того, чтобы достичь этого, нужно жить, принимая ближних такими, какие они есть, помня о своих грехах и не ожидая понимания окружающих. Того, кто хочет жить добродетельной жизнью, не понимают даже монахи. Настоящий монах, как правило, терпит поношения от людей.

Когда ты захочешь молиться по ночам, ближние будут над тобой смеяться. Ты должен уметь понести человека, который может наброситься на тебя, не вынося твоей святости и страдая от тяжести, сдавившей его истерзанное сердце. Тот, кто хочет жить духовной жизнью, должен научиться быть независимым от людей и ничего от них не ждать.

Если ты не сможешь вынести слова ближнего твоего и отомстишь ему, то в твоем сердце восстанут брани, терзая тебя тем, что ты услышал, и заставляя печалиться о том, что сказал сам. И будет угнетать тебя пленение, заставляя ублажать безмолвствующих в уединении и ожесточая твое сердце к ближним, как не имеющим любви.

Если ты хочешь поистине ощутить Бога, ты должен уметь жить в той конкретной семье, к которой принадлежишь: уметь радоваться и сочувствовать тому, кто тебя оскорбляет, кто тебя проклинает, кто тебя отталкивает, кто тебя не выносит, кто разговаривает с тобой по-хамски, кто тебя поносит, кто называет белое черным, равнину — горой, кто все относящееся к тебе толкует в прямо противоположном смысле. Ты обязан понести слова ближних, потому что каждый из них будет говорить с тобой, исходя из своей боли. Когда ближний откроет уста, он будет говорить с тобой не так, как ты заслуживаешь, но соответственно тому, что у него в сердце. Если ему больно, если он человек грубый, невоспитанный, не обрезанный сердцем, жестокий, без любви, без Духа, без Бога, то так он и будет с тобой говорить. Тебе нужно принимать людей такими, какие они есть. Если ты хочешь изменить их речь, их жизнь, их взгляд, их сердце, их отношение к тебе, то ничего у тебя не выйдет. Напротив, в твоем сердце восстанут брани, терзая тебя тем, что ты услышал, и заставляя печалиться. Тогда и ты начнешь давать отпор, желая отомстить за то, что тебе сделали.