И спорт стал «движением». Он стал отделяться от гимнастики. И хотя четыре старших преподавателя (Носке, Воллентайт, Петерс и Райке) и являлись столпами гимнастических обществ, но в высших и средних учебных заведениях распространение получили, кроме гимнастики, гребля и плавание. «Общество гимнастов» и отделившийся от него в 1872 году «Гимнастический клуб» построили спортивные площадки в пригородах Каролиненхоф и Вилки, за чертой города появились спортивные площадки новых обществ. Долголетнюю традицию имели конный спорт со скачками на ипподроме в Каролиненхофе и парусный спорт с регатами в заливе и в открытом море, а также «Клуб конькобежцев», основанный ещё в 1854 году и располагавший катками в лесопарке «Плантация» и на пруду Шлосстайх. В то время как катание на коньках оставалось увеселительным занятием, старинной гребле обучались в четырёх гребных клубах, чьи регаты на Прегеле были популярны во всём немецком гребном спорте. Позднее появились клубы пловцов, теннисистов, футболистов, легкоатлетические общества. Наиболее знаменитыми были «Общество подвижных игр» и спортивное общество «Пруссия — Самландия». Они создали «Союз кёнигсбергских обществ игры с мячом» в составе «Балтийского объединения летних и зимних видов спорта»; их «Союз» в предвоенные годы организовал в Кёнигсберге первые большие спортивные праздники.
Проявлялась в Кёнигсберге и забота о новых видах спорта, созданных эпохой техники Общества и клубы велосипедистов проводили гонки на велотреках парка Тиргартена; на роликовых коньках можно было кататься в «роликовом дворце» Ролльшупаласт на Штайндамме. «Общество содействия воздухоплаванию» запустил воздушный шар «Восточная Пруссия», а «Восточно-немецкий автомобильный клуб» внедрил новый вид мотоспорта и ввёл в Кёнигсберге в 1909 году первые автомобильные дрожки (таксомоторы).
Вообще в эти последние мирные предвоенные годы город жил богатой экономической и общественной жизнью. Часто проводились выставки и конгрессы. Так, в 1908 году в Кёнигсберге под руководством обербургомистра Кёрте прошёл День союза немецких городов, посвященный 100-летию принятия «Городского уложения», в 1912 году — съезд общества немецких естествоиспытателей и врачей под председательством лауреата Нобелевской премии Вильгельма Вина, уроженца Восточной Пруссии. Велико было число юбилеев и памятных торжеств с речами, возложением венков, иллюминацией и салютами, торжественными обедами и студенческими пирушками. Последний яркий праздник, проведенный в феврале 1913 года, был посвящён памяти народного ополчения 1813 года. В последний раз в Кёнигсберге побывал кайзер, в последний раз состоялось открытие памятника — памятника Йорку, в последний раз провели академическое богослужение для профессоров и студентов в Кафедральном соборе, этой достопочтенной университетской церкви. Все участники, как исполнители, так и зрители, были преисполнены патриотического подъёма и сознания того, что Германская империя, а вместе с ней и Кёнигсберг, смогут противостоять худым временам, жить в мире и надолго ещё сохранить его.