×
Traktatov.net » Легенда о Коловрате » Читать онлайн
Страница 92 из 109 Настройки

Но вдруг лошади испуганно захрапели, раздувая ноздри, заплясали под недоуменными седоками. Растерянно крутят головами татары, ничего не могут понять, метель задувает плотными клубами, ни зги не видно. В этот момент огромный зверь с диким ревом выпрыгнул из снежного вихря и разом смял двоих телохранителей вместе с конями. Здоровенный медведь, белый от налипшего снега, встал на задние лапы и обрушился на татарского сотника, который хотел было ударить его саблей, да так и замер в страхе с поднятой рукой. Хозяин рязанских лесов рвал и крушил врагов вокруг себя, при виде его окровавленной оскаленной морды воины кричали от ужаса, а лошади сбрасывали всадников и скакали прочь. Степняки бросились врассыпную, страшась сражаться с противником, на стороне которого бьются и метель, и дикие звери.

Евпатий огляделся – по всему заснеженному полю русичи гнали кочевников, конных и пеших. Тех, кто спасался бегством, настигали стрелы и копья черниговских всадников, тех, кто хотел сопротивляться, рубили рязанские мечи. И среди этого кровавого побоища, сквозь ветер и вьюгу брел, опираясь на посох, невозмутимый седобородый монах, а за ним, словно верный охотничий пес, тяжело переваливался огромный бурый медведь.

Глава восемнадцатая

Человек шел по мунгалскому лагерю, низко надвинув капюшон. Его лица видно не было, а фигуру скрывал длинный кожаный плащ. Он уверенно ступал в суете большого военного лагеря, бросая по сторонам быстрые цепкие взгляды.

Воины занимались своими делами: обтирали и переседлывали лошадей, готовили еду, таскали мешки с утварью, стригли друг друга на замысловатый национальный манер – макушку и волосы над бровями выбривали, оставляя посередине, над переносицей, узкую и длинную, «ласточкиным хвостом» раздвоенную челку, а длинные волосы сзади заплетали за ушами в две, реже в четыре и даже шесть кос, болтали, прихлебывая мясной отвар или кумыс. Все происходило вроде бы как всегда, но что-то все же было не так. Витал над Ордой какой-то тяжкий дух, от которого разговоры и смех были слишком громкими, движения неточными, а взгляды подозрительными. Только кого можно подозревать посреди собственного стана? Шпионов? Лазутчиков? Да, мы в землях урусов, врагов, и держаться настороже – правильный выбор, но видеть изменника в каждом проходящем мимо…

Войско Чингисхана – деда Батыя – славилось железной дисциплиной, стойкостью и налаженным внутренним распорядком. Каждый знал свое место, что ему делать и чьи приказы выполнять. Помощь и взаимовыручка были основой воинства. Если на марше передний нукер что-то роняет, задний обязан подобрать и вернуть хозяину. А чтобы помогать собратьям, им нужно доверять… Однако нынче именно этого – доверия – в мунгалском стане и не ощущалось. Люди косились друг на друга, будто опасались увидеть вместо знакомых кого-то неведомого.

Стараясь оставаться незаметным, человек подходил к компаниям переговаривающихся воинов, ненадолго останавливался, прислушивался.

– Они пьют кровь и выедают печень. От этого их все больше, – говорил коренастый хорчи-кешиктен, затачивая наконечники стрел, и сидящие рядом с ним воины недоверчиво переглядывались.