×
Traktatov.net » Легенда о Коловрате » Читать онлайн
Страница 84 из 109 Настройки

…Но татары сожгли Рязань. Настя погибла вместе с Ваней и Жданой, и остался Коловрат на земле один, как перст. Лада все глаза выплакала, молясь за усопших. Они не заслужили такой участи. Никто не заслужил. И глядя на барина, из которого будто душу вынули, она видела, что горе гнетет его страшным грузом. Хотелось помочь, как-нибудь облегчить его страдания, но все, что девушка могла придумать, – это согреть Евпатия своей беззаветной любовью.

Только взглянет ли он на нее? Захочет ли принять чувства от той, кто выжил, когда вся его семья сгорела в мучениях? Эти мысли нередко заставляли Ладу плакать от страха… А еще от воспоминаний. Она и хотела бы забыть, что творилось в Рязани, когда пришла Орда, да не выходило. И снова кругом стояли крики и мольбы о помощи, и снова реками текла кровь, и снова она задыхалась от дыма и жара, скрючившись в печи, без надежды на спасение. Воспоминания рвали сердце на части, и временами казалось, что лучше бы тогда, в пылающем городе, все и закончилось. Однако Лада гнала такие мысли. У Иоанна Златоуста сказано: «Не так губит грех, как отчаяние». А ей нынче отчаиваться вдвойне не пристало – Евпатий Львович рядом, и она может ему помогать.

Дни бежали, Рязань оставалась все дальше позади, а ее витязь ехал на коне всего в паре шагов. И крепла в душе надежда, что все еще может быть хорошо. Война кончится, Коловрат заметит, наконец, чувства скромной ключницы, а мунгалы провалятся в преисподнюю и больше никогда не посмеют приходить на русскую землю.

Уже который раз за последние часы Лада пошла к краю полянки поглядеть, не возвращается ли отряд Евпатия. Она понимала, что дело это пустое, но усидеть на месте не могла. Сердце колотилось сильно-сильно, и хотелось бежать, искать, встречать, только бы увериться, что все живы. Но в глухом лесу нетерпеливой девчонке бежать некуда – только заплутаешь в заснеженной чаще да замерзнешь волкам на радость. К тому же боярин запретил с заимки уходить.

Лада тяжело вздохнула и вернулась к костру. Сев на кучу хвороста, она сжала маленькие кулачки у самого рта, набрала полную грудь морозного воздуха и тихонько зашептала:

– Пресвятая Богородица, я знаю, ты меня всегда слышишь. Сделай меня попригожей, чтобы я понравилась рабу твоему Евпатию. И чтобы он на меня смотрел и смотрел… И чтобы он победил. А лучше, чтобы нехристи сами ушли. И наши все тогда по домам вернутся. И чтобы войны больше совсем не было… Не нужно её. Ты уж попроси там Боженьку, ладно? Аминь.

На небе загорались звезды. В морозном воздухе они были такими яркими, какими, наверное, должны быть глаза Всевышнего. Лада подняла голову, поглядела в эти всевидящие очи и зажмурилась. Как же тяжко бывает просто сидеть и ждать.

Метель разгулялась не на шутку, поэтому костер для ночлега развели прямо в землянке. Дым от сырых дров поднимался к потолку и уходил в небольшую дыру, пробитую в крыше из дерна и деревянных бревен. Пахло старыми шкурами, гарью и потом. Но Ладе казалось, что лучше этого запаха она в жизни не вдыхала. Все вернулись живыми и здоровыми. Даже Евпатий Львович казался довольным. Сегодня, впервые за многие дни, она увидела на его лице улыбку, и на душе сразу посветлело.