×
Traktatov.net » Легенда о Коловрате » Читать онлайн
Страница 108 из 109 Настройки

Толмач, испуганно склонившись, перевел его слова. Витязь, глядя прямо в глаза великому хану, улыбнулся, заметив удивление и испуг, промелькнувшие у него в глазах, когда он услышал знакомое имя. Он сделал еще пару неуверенных шагов и, под удивленный вздох телохранителей, бросил футляр под ноги Батыю. Сургучная печать треснула, и на снег выпали серебряные таблички с именем великого хана.

– На, забери. Не пригодилась.

Коловрат еще раз усмехнулся и как подкошенный рухнул на спину. Глаза его смотрели вверх, а губы шевелились, силясь сказать еще что-то. Хан подошел и опустился перед поверженным богатырем на одно колено, пытаясь расслышать слова. Тот заглянул своими голубыми глазами в черные глаза Батыя и тихо произнес:

– Ну вот, все же ты преклонил перед русскими колени.

Глубоко вздохнул и затих с широко раскрытыми глазами и улыбкой на лице. Толмач хотел было перевести и вдруг замялся, голос его дрожал, не в силах донести такую дерзкую речь, но Батый уже и сам понял смысл слов.

Субудай поцокал языком, указывая на поле битвы:

– Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются – один с тысячею, а два – с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища.

Под камнями и бревнами что-то зашевелилось. Совсем юный урусский ратник с окровавленным лицом выполз из-под дымящегося завала. И еще вдали кто-то звонко запел:

Зоря-зоряница по небу гуляла,
По небу гуляла, собирала звезды.
Звезды собирала во подол во алый,
Звезды собирала, в копанец ссыпала…

Батый резко выпрямился, с новым, доселе невиданным выражением на лице, и оглядел свои войска.

– Слушайте все!

Раздался над полем брани его властный и твердый голос:

– Если бы этот воин был моим, я бы держал его у самого сердца! Отдайте его тело тем храбрецам, вручите каждому золотую пайцзу как падишахам и не делайте им никакого вреда! Пусть они возведут ему курган и справят богатую тризну!

Батый повел рукой, указывая на склон, усыпанный снарядами от осадных машин и мертвыми телами, и, развернувшись, зашагал вниз по склону, погруженный в глубокое раздумье.

– Что дальше, хан? – спросил Субудай, отдавая жестами приказы.

– Ответ уже дан моим дедом – великим Темуджином! – ответил Бату, садясь на коня. – Мы идем до самого конца земли и моря! И даже таким храбрым багатурам не удастся заставить нас остановиться или отступить!

Послесловие

С тех пор прошли годы. Да что там годы – века пронеслись, словно стая птиц!

Многое быльем поросло.

Нет уже прежней столицы Великого Рязанского княжества и не будет никогда – у подножья величавых городских валов стоит лишь крохотное село Старая Рязань.

Разгромив Русь, а потом войско венгерского короля, монгольские войска дошли до последнего пристанища – берегов Средиземноморья.

Они сожгли Рязань дотла. Князь Ингварь Ингваревич, возвратившись из Чернигова вместе с Евпатием Коловратом, решил отыскать и предать земле тела убитых родственников и всех павших от меча Орды, очистить город от трупов, освятить оскверненные храмы. Но татары уничтожили все, что могли, превратив город в пепелище. Так что разрушенную славу Рязани перенял Переяславль-Рязанский, который в XVIII веке принял и само ее название.