×
Traktatov.net » Легенда о Коловрате » Читать онлайн
Страница 107 из 109 Настройки

Толстые щеки Субудая нервно задергались, и он, не найдя сил, чтобы посмотреть своему хану в глаза, с трудом выдавил:

– Они все мертвы, великий хан, мы не проиграли этот бой.

Батый злобно рассмеялся, ударив кулаком по золоченому подлокотнику трона.

– Не проиграли!? Да уж, победой я это точно не назову! Коня мне! Живо! Я сам хочу посмотреть на них вблизи.

На склоне холма Батый слез со своего прекрасного арабского скакуна и в окружении нукеров поднялся к подножию крепости. Весь склон был багровым от пролитой крови, стоны и крики умирающих, раздавленных камнями, звучали везде. Хан остановился и с интересом оглядел огромного медведя, утыканного стрелами и копьями. Вокруг зверя кругом лежали несколько десятков изувеченных пехотинцев со следами страшных когтей на телах и доспехах. Батый изумленно покачал головой и прошел мимо, через следы побоища, переступая сапогами из мягкой кожи через трупы своих солдат. Особенно внимательно он оглядывал мертвых противников. Хан ожидал увидеть бравых гридей в сияющих латах, хорошо вооруженных сильных воинов, от которых не стыдно терпеть такие потери, но каково же было его удивление, когда он увидел, что оборонявшиеся были одеты по большей части в крестьянские тулупы, охотничьи шубы и вооружены кое-как, по большей части тем, что добыли в бою у самих татар. Выходит, его чуть не победила кучка оборванцев? Батый мрачно усмехнулся и остановился, разглядывая труп урусского монаха в черной рясе, уставившегося в небо ясными, широко открытыми глазами. Даже после смерти он продолжал крепко сжимать свой боевой посох, облепленный кровью и осколками костей.

Внезапно нукеры всполошились и, достав оружие, обступили хана. Среди горы мертвых тел, раздавленных огромным камнем, виднелось какое-то движение. С трудом выбираясь из-под чужих трупов, показался рослый витязь с ясными голубыми глазами. Сначала он с трудом встал на одно колено, потом, опираясь на обломок меча, поднялся во весь немалый рост и сделал пару неуверенных шагов. Доспехи витязя были разрублены во многих местах, алая кровь сочилась из десятка глубоких ран, но взгляд был яростен и непреклонен. Витязь усмехнулся, глядя на перепуганных нукеров, и, пошарив за пазухой, вытащил и поднял над головой маленький футляр, скрепленный сургучной печатью. Телохранители, увидев это, ахнули и сделали пару шагов назад. Батый жестом приказал им разойтись в стороны, чтобы лучше рассмотреть, и с изумлением узнал свои собственные охранные таблички, выданные его послами горделивому князю Юрию. Израненный воин сделал еще несколько неверных шагов, держа футляр высоко над головой, словно оберег. Все в молчании завороженно следили за его движениями. Батый подозвал к себе толмача и тихо приказал:

– Спроси, кто он.

Тощий испуганный толмач послушно задал вопрос, коверкая русские слова. Раненый воин, с трудом стоя на ногах, выслушал вопрос и хрипло ответил, через силу шевеля спекшимися губами:

– Я – русский воин. Звать меня Евпатий Коловрат. Скажи ему, – кивнул он на Батыя, – скажи ему, что настанет день, и наша возьмет. Переведи.