А ведь еще были бритты, испытывающие самые «теплые» чувства и к саксам, и к англам, и к викингам. В общем – классика «игры престолов» – все против всех. Поэтому эта война и не могла затянуться. Во всяком случае, так думал и планировал наш герой. Он не собираясь лазить по Британии годами со своими комитатами. У него ведь и дома, в Новом Риме, хватало дел, куда более интересных и приятных, чем резать диких германцев в этих краях. Из-за чего вел свою кампанию так, как запланировал, хотя со стороны это могло бы показаться не так.
Ярослав нанес этот удар по Люденвику, ставя еще один штрих в задуманную им композицию кампании. Осталось еще несколько взмахов кистью. И война завершится, ибо никто не пожелает более ее продолжения. Во всяком случае, пока все шло даже лучше, чем он планировал. Он-то думал как-то искусственно спровоцировать какого-нибудь вождя викингов и спихнуть на него «почетный титул» Верховного, но дурачок нашелся сам… Не совсем сам. Понятное дело. Поведение Харальда явно выдавало в нем определенную уверенность в своих силах… которых явно недоставало для открытой конфронтации с нашим героем. Из-за чего Ярослав считал, что его попытаются выгнать из Британии проблемами дома. Но это было слишком предсказуемо. Тем более что нехорошие шевеления начались еще до его отхода на кораблях. Но Ярослав успевал реализовать свой план. А Харальд нет… все развивалось слишком быстро…
Глава 6
868 год, 4 июля, окрестности Фуллхема
Наконец-то Харальд вывел свое войско к Темзе. У Фуллхема. И это, надо сказать, оказалось непросто…
Это у Ярослава было нормальное обозное хозяйство, которое он таскал с собой. Из-за чего на обычных маршевых переходах он чувствовал себя очень комфортно. А у Харальда ничего подобного не было. Ведь обозное хозяйство, в привычном для нас виде, начало появляться лишь в XV–XVI веках, возрождаясь после забвения в Темные века. В привычном виде. Так-то оно использовалось. Где-то лошадей навьючат и потащат всем табуном. Где-то в лодки сложат скарб и станут идти вдоль реки или озера. Где-то на себе тащат. Так или иначе, но какой-то эрзац применялся. По наитию и не всегда, но применялся.
В основном войска ходили, применяя метод разбоя. То есть грабили всех, кого встречали на своем пути. Из-за чего шли очень медленно и до трети или половины личного состава армии было небоеспособно на переходе. Так как занималось грабежами окрест. А иной раз и две трети. Другим неприятным моментом такого метода «снабжения» было то, что по уже разоренной местности пройти войском было нереально. Грабить некого. И, как следствие, кормиться не с чего.
Кроме того, в руках Харальда была не армия в привычном понимании этого слова. Никак нет. В его руках было архаичное варварское войско, в котором каждый мелкий вождь приводил свой отряд, пусть даже из пяти или десяти человек. И вот из таких «капель» потихоньку собиралось «море». Как несложно догадаться, приказывать в таком войске было невозможно. Только договариваться и давить авторитетом.
Так что тот факт, что к 4 июля Харальд сумел добраться до Фуллхема, – уже достижение. Даже несмотря на то, что вышел он на день раньше Ярослава.