17 июля 2014 года на востоке Донецкой области Украины – в районе села Грабово, недалеко от города Торез, у границы с Луганской областью, – был сбит самолёт Boeing 777 авиакомпании «Malaysia Airlines», выполнявшего плановый рейс из Амстердама в Куала-Лумпур. На борту находилось 283 пассажира и 15 членов экипажа. Все они погибли.
Правительства Украины сразу бросились утверждать, что имеется достаточно доказательств того, что самолёт был сбит ЗРК «Бук», находившимся в руках пророссийских повстанцев. Руководители Донбасса в ответ резонно отвечали, что не располагают средствами, которыми можно было бы сбить самолёт на такой высоте.
Что мы имеем в остатке?
Судя по всему, «Буки» имелись и у ополченцев, и у ВСУ.
ВСУ могли произвести пробный выстрел из «Бука» в ходе учений: они всерьёз готовились к войне с Россией и объявляли о российском вторжении минимум дюжину раз – и хотя всякий раз этого вторжения не случалось, страх оставался, и подготовка к противодействию шла.
Ополченцы били по всем украинским военным самолётам, забомбившим к тому моменту сотни мирных людей и разрушивших колоссальное количество жилищных коммуникаций.
Ни те, ни другие и подозревать не могли, что над зоной постоянных боёв может пролетать мирный самолёт.
Хотя киевская власть, обязанная официально, через диспетчеров, «закрыть небо» над территорией полномасштабной войны, осмысленно этого не делала.
Спустя всего несколько часов после трагедии украинская сторона обнародовала ряд доказательств виновности пророссийских повстанцев: перехваченные переговоры ополченцев о сбитом самолёте.
Но вскоре выяснилось, что перехваты оказались фальшивкой и склеены из разных разговоров. Судя по тому, что файлы оказались в Сети стремительно, готовили их загодя.
Российская сторона по сей день ведёт себя не совсем адекватно, время от времени помещая на редкость абсурдные заказные материалы в федеральных СМИ: то интервью с украинским лётчиком, якобы сбившим Boeing 777, то приказ с печатью о транспортировке «Бука» в зону военных действий. Все эти документы тоже со временем оказываются фальшивками.
Не менее странно ведут себя США, которые должны иметь данные космического слежения, но отчего-то их никому не показывают.
Окончательный вердикт всей этой истории так и не вынесен.
Едва ли это кого-то успокоит, но всё-таки нужно осознавать: ни одна из противоборствующих сторон не собиралась сбивать пассажирский самолёт.
Это ужасающий рикошет войны.
Кто бы ни оказался в итоге виноват – вина лежит на всех.
21 июля ополчение оставило Дзержинск; в тот же день начались бои в пригородах Донецка – в Песках, в Карловке, в Авдеевке.
Однако одновременно сложился «котёл» под Изварино, где в окружение попали 72-я и 24-я механизированные, 79-я аэромобильная бригада ВСУ, подразделения «Национальной гвардии» и 3-го полка спецназа.
21 июля 80 бойцов 79-й аэромобильной бригады вырвались из котла. 22 июля ополченцами были взяты Кожевня и Червоная заря, в результате чего был отсечён «южный котел».
Одновременно 22 июля украинские силовики деблокировали Донецкий аэропорт.