Эпилога не будет
В 2016 году война так и не закончилась, и переползла в 2017-й.
Только в той части Донецкой области, что стала свободной, от обстрелов за год погибли 314 мирных граждан, среди них – трое детей. Получили ранения 406 человек, в том числе 16 детей. 820 зданий было разрушено. Подсчитано, что за период с января по декабрь 2016 года на территории Донецкой народной республики упало и взорвались две тысячи тонн боеприпасов.
Противостояние не прекращалась ни на день.
К финалу 2016 года киевские силовики держали на линии донецкого фронта 32 438 человек личного состава, 213 танков, 351 единицу артиллерийских установок калибра 152 и 122 мм, 198 минометов калибра 82 и 120 мм, 84 ракетные системы залпового огня, 1154 боевых бронированных машин.
За год было зафиксировано более ста попыток прорыва позиций армии ДНР: попытки происходили каждые три дня.
Показательный и жуткий случай, произошедший под занавес 2016-го. 25 декабря под Славяносербском украинские военные запустили ПТУР в «Ниву» местного жителя, забиравшего с автобусной остановки своего сына. Пенсионер Михаил Олейников 1950 года рождения сгорел в собственном автомобиле. Сын получил контузию: взрывной волной его отбросило от машины, когда он уже открыл двери, чтобы сесть рядом с отцом. Зачем солдаты ВСУ расстреляли машину и убили пенсионера, никто объяснить не смог.
В начале января 2017 года начался новый виток противостояния, по масштабу задействованных сил и количеству потерь в целом превышающий события даже весны-лета 2014-го.
Поначалу всё шло в прежнем режиме: 2 января были перестрелки в районе Аэропорта, Зайцево и на Светлодарской дуге. 3 января – миномётный обстрел западных пригородов Горловки и донецкого аэропорта, позиций армии ДНР под Коминтерново и Саханкой и Кировского района Донецка. К вечеру продолжились позиционные бои в аэропорту, в районе Широкой Балки западнее Горловки и в районе поселка Зайцево. 5-го начались бои ещё и близ посёлка Красный Партизан, где в ту же ночь позиции ДНР накрыл «Град».
Но в Рождество ситуация обострилась: ВСУ осуществили попытку мощного танкового прорыва: порядка тридцати танков пошло в наступление. Со стороны армии ДНР на позициях в данной точке стояло 18 человек, восемь из них погибло в первый же час боя. Захарченко вместе со своей личной охраной сорвался к месту боя из-за праздничного стола – и Рождество встретил уже на передовой. В ту ночь ВСУ потеряли до пятнадцати танков – три были подбиты, более десяти подорвались на минном поле.
Характерно, что украинская сторона полностью засекретила плачевные результаты боя: это не ушло в новости. В силу того, что на том участке готовился очередной котёл для ВСУ, по стратегическим причинам об итогах боя не рассказали и со стороны ДНР. В общем, в ту ночь случилась одна из безвестных побед.
10 января части ВСУ предприняли попытку лобовой атаки позиций армии ДНР под Донецком, в районе посёлка Спартак, пытаясь охватить фланги обхвата хорошо обученными и знающими маршрут штурмовыми группами.
В течение следующей недели ВСУ продвинулось вперёд в нескольких точках линии разграничения, осуществляя тактику так называемых «жабьих прыжков»: заход в нейтральную зону и закрепление там.