×
Traktatov.net » Копья и пулеметы » Читать онлайн
Страница 175 из 196 Настройки

Как и с банту, в случае с племенем матабеле буры были обороняющейся стороной. Началось с того, что военный отряд матабеле наткнулся на небольшую группу трекеров и, неожиданно напав, вырезал всех поголовно. Погибли пятьдесят три человека, в том числе немало женщин и детей.

Узнав об этом, основная группа, к которой принадлежали погибшие, срочно устроила укрепленный лагерь – огромные фургоны составили в круг, а все пространство под днищами завалили колючим кустарником, оставив только бойницы. В этом укреплении было всего пятьдесят буров, часть из них – женщины и дети.

Вскоре навалилась пятитысячная армия матабеле. Ружей у них не было, они десятками падали, убитые пулями, но продолжали атаковать, накатывались волна за волной – матабеле были кто угодно, только не трусы. Потом подсчитали: они забросили внутрь лагеря ни много ни мало 1137 копий-ассегаев…

Бой продолжался около трех часов, потом матабеле отступили, потеряв убитыми более четырехсот человек (у буров убиты были только двое). Правда, они угнали весь скот буров, который невозможно было взять в лагерь. Но буры, не отличавшиеся голубиным нравом, устроили серьезную «ответку». Послали не такой уж большой отряд – сто пеших и семь всадников. Застав в одном из селений матабеле врасплох, он уничтожил примерно четыреста воинов, не потеряв при этом ни одного человека. В возмещение своих убытков буры угнали скот матабеле.

Матабеле на этом не успокоились, их вождь Мзиликази поклялся либо изгнать белых пришельцев, либо истребить. Состоялся еще один бой, в котором матабеле потеряли, по разным подсчетам, от четырех до пяти тысяч человек. Только после этого Мзиликази понял, что переоценил свои силы, с остатками войска откочевал на север и больше на буров никогда не нападал. На новом месте он сделал одно полезное и вполне мирное дело – основал город Булавайо, существующий и поныне.

Точно так обстояло и с зулусами – первыми начали именно они. Воевать буры не собирались, они отправили депутацию к зулусскому королю. Делегаты буров сказали ему: они люди вполне мирные, хотят всего-навсего обосноваться поблизости от королевских владений, на ничейных, в сущности, ненаселенных землях, заниматься там землепашеством и пасти скот. Однако, как люди добропорядочные, хотят предварительно договориться обо всем с королем, получить его разрешение, чтобы все было по-честному.

Зулусским королем тогда был Дингаан – тот самый убийца сводного брата Чаки. Тиран, изверг и садист, не заслуживающий иного определения, кроме как «кровавая собака». К тому времени он успел вырезать изрядное число своих подданных без всяких провинностей с их стороны, просто так, из патологической любви к убийствам и крови. Однако буры, люди в тех местах новые, ничего об этом не знали, полагая Дингаана вполне вменяемой «высокой договаривающейся стороной»…

Дингаан выдерживал делегацию два дня, только на третий допустил пред свои светлые очи (это не моя ирония, а Мортона). И с ходу обрушился на главу делегации, одного из лидеров буров Пита Ретифа с попреками: мол, недавно какие-то люди в европейской одежде угнали одно из его стад – и это были явно твои люди, белый вождь!