×
Traktatov.net » Копья и пулеметы » Читать онлайн
Страница 179 из 196 Настройки

Тут уж дискуссии кончились и начались геологические изыскания – уже без мистера Грегори. И очень быстро обнаружили алмазные россыпи – в долине реки Вааль, возле городка Кимберли, из-за которого алмазосодержащая местная порода и зовется с тех пор кимберлитом.

(Кстати, Кимберли – еще один пример того, как имя совершенно незначительного человека наподобие Сандвича остается в истории отнюдь не благодаря заслугам его самого, причем о том, что такой человек был, забывают начисто. По крайней мере, Сандвич изобрел сандвич. А вот один из местных управленцев лорд Кимберли, в честь которого какие-то подхалимы и назвали городок, – личность абсолютно ничем не примечательная…)

И вспыхнула алмазная лихорадка, не хуже калифорнийской золотой. Правда, с одним существенным отличием: в Калифорнии старатели оседали на «ничейных» землях, а в Южной Африке алмазоносные земли принадлежали бурам, и рыться на их землях без разрешения хозяина означало получить пулю – у буров это было просто. Их земли приходилось у них покупать, а буры, отнюдь не простаки, продавали участки задорого. Правда, прибыль сплошь и рядом оправдывала все расходы.

В Трансвааль хлынули орды искателей удачи со всего света, к которым присоединилась и часть буров. Поначалу добычу алмазов вели чуть ли не сотня небольших фирмочек и толпы одиночек-старателей. (Эмануэль в их число не попал – ох, как он, должно быть, материл мистера Грегори!) Как выглядели крупные шахты, подробно описал Луи Буссенар в романе «Похитители бриллиантов» – к нему интересующихся и отсылаю. А у нас разговор пойдет о человеке…

В Кимберли появился и восемнадцатилетним окунулся с головой в алмазные дела Сесиль Родс, о котором я уже вскользь упоминал как о теоретике империализма. На мой взгляд, самая зловещая фигура в истории Южной Африки. Я буду подробно рассматривать «империалистический», более поздний период его жизни, а о его алмазной эпопее расскажу кратко.

Начинал юноша как рядовой старатель, зарабатывавший несколько сотен фунтов в год – не бог весть что, в общем. Но довольно быстро стал воротилой, миллионером. Не прошло и двадцати лет, как большинство тех самых мелких фирмочек слопала компания Родса «Де Бирс», а остальное – «Кимберли лайн», принадлежавшая тоже англичанину – Барнато. В алмазном бизнесе остались только два игрока – копавшиеся там и сям с лопатами одиночки-старатели, этакие мелкие кустари, в счет не шли, потому что не они делали погоду. Потом Родс сожрал и Барнато, и «Де Бирс» стала монополистом на алмазном рынке, вообще контролировала 90 % мировой торговли алмазами (каковое положение не особенно изменилось и сегодня).

(Откуда происходит название фирмы, я в конце концов докопался. Одни из первых алмазов Кимберли открыли на ферме с пророческим, как оказалось, названием «Перспектива», которой владели два брата де Бирс, Дитрих Арнольдус и Йоханнес Николас. Земля там была мало подходящая для сельского хозяйства, бесплодная, и потому братья ее купили всего за пятьдесят фунтов. А вот продали, когда вспыхнула алмазная лихорадка, уже за шесть тысяч гиней. И, по моему глубокому убеждению, прогадали – за несколько десятилетий на их бывших землях найдено алмазов, как считается, на девяносто миллионов фунтов стерлингов.)