×
Traktatov.net » Копья и пулеметы » Читать онлайн
Страница 180 из 196 Настройки

Столь феерический взлет Родса с его годовым доходом примерно в миллион фунтов – отнюдь не заслуга его личных качеств (хотя ему никак нельзя отказать в незаурядном уме, бешеной энергии и деловой хватке). Ларчик просто открывался – за спиной Родса стоял банкир Ротшильд (представитель английской ветви семейства Ротшильдов), вкладывавший в бизнес Родса огромные деньги (и, соответственно, получавший огромные прибыли). С таким спонсором за плечами горы можно было своротить…

(Да, очередное отступление. После того как в 1858 г. коса совершили форменное самоубийство, большие территории стали, по существу, ничейными. И Лондон выполнил свое обещание – раздал там немаленькие участки иностранным наемникам, в основном ганноверским немцам, воевавшим за них в Крыму. Впрочем, среди получивших землю задаром счастливчиков были и фламандцы, и поляки, и чехи.

Вот только не стоит спешить и умиляться выполнению англичанами своих обещаний. Дело не в честности – она в политике и колониальных делах британцам как-то несвойственна. Были более прозаические (и насквозь практические) причины – англичане, расселив в тех местах немало имевших серьезный военный опыт колонистов, просто-напросто создали широкий защитный пояс между Капской колонией и землями, где обитали воинственные племена чернокожих…)

За нешуточные заслуги в освоении природных богатств Южной Африки, то есть алмазных месторождений Трансвааля, многолетний спонсор Родса Натаниэль Ротшильд в 1885 г. получил титул пэра и стал первым членом палаты лордов еврейского происхождения. А Родс (и, несомненно, Ротшильд за его спиной) в то время занимался не только алмазами, но и золотом. Именно из-за золота он потерпел, пожалуй, единственное в своей жизни поражение – от трансваальских буров. Правда, потом он взял реванш, но только через тринадцать лет…

В 1886 г. в Трансваале открыли и богатые золотые россыпи. Как легко догадаться, туда вскоре хлынули иностранные старатели, большую часть которых составляли англичане. Очень быстро «понаехавших» набралось столько, что перед бурами замаячила вполне реальная угроза оказаться согнанными с родной земли. Этих старателей буры называли «уитлендеры» – слово это наверняка что-то означало, но я не стал выяснять, что именно, полагая это несущественным.

Президент Пауль Крюгер и правительство Трансвааля приняли меры предосторожности. Уитлендеров не изгоняли, но приняли законы, по которым они были лишены как права голоса, так и права занимать какие бы то ни было должности в государственном аппарате. Да вдобавок обложили налогами, значительно превышавшими те, что взимались с «коренных». Английские газеты привычно – не впервой – завопили о нарушении демократии и «тиранстве» Крюгера. (Термины «дискриминация» и «нарушение прав человека» были еще не придуманы, иначе и их непременно пустили бы в ход.)

Буры эти вопли проигнорировали. Тогда Родс стал ручками уитлендеров готовить переворот и свержение власти буров в тайном сговоре с британским правительством (это снова не мое выражение, а одного из английских авторов). Принялся контрабандно переправлять в Трансвааль оружие, а в «день Д» отправил в Трансвааль отряд из пятисот наемников.