Обратите внимание, какие слова Мортон закавычивает. В самом деле, определенно «угнетение» было далеко не таким жутким, каким его изображали – и уж безусловно не таким, какое сами англичане применяли в отношении тех же индусов. Свободные слуги-готтентоты явно получали за свой труд отнюдь не жалкие гроши, да и чернокожие рабы буров, надо полагать, не бедствовали, коли уж и те и другие имели возможность покупать «чертову прорву вещей». Да и «отличный скот, лошади и козы» им перепадали…
Не стану вдаваться во все перипетии Великого Трека, хотя его история крайне интересна. Скажу лишь, что в конце концов буры основали на новых землях два маленьких, но совершенно независимых государства со своими президентами и подобиями парламентов – Республику Оранжевой Реки и Трансвааль. Второе в 1856 г. официально стало именоваться Южно-Африканской Республикой, но это название как-то не прижилось, и до XX в., до потери обеими республиками независимости, в большом ходу как раз был «Трансвааль».
Отвлекусь ненадолго от истории бурских республик и расскажу не имеющую к ним отношения, но интересную, уникальную, прямо-таки невероятную историю о том, как по собственной воле обнищало и впало в совершеннейшее ничтожество некогда сильное, богатое и воинственнее племя коса. Именно по своему собственному хотению, без какого бы то ни было участия каких бы то ни было белых. Она известна под названием «убийство скота». Не стану пересказывать ее своими словами – попросту приведу обширный отрывок из книги Мортона о Южной Африке. Все вполне благонравно: во-первых, это не плагиат – согласно нашему закону об авторском праве плагиатом считается заимствование трети и более чужого текста, а я заимствую лишь две неполных странички. Во-вторых, сам Мортон, думается, не рассердился бы за пропаганду его книги в далекой России. Итак…
«Эпопея, о которой я хочу рассказать, началась ранним утром 1856 г., когда четырнадцатилетняя девочка из племени коса отправилась на ручей за водой. Вернулась она в крайнем возбуждении и рассказала, что повстречалась с духами умерших предков. Она отвела на ручей своего дядю, главу местной общины, и тот тоже побеседовал с духами, которые объявили о своей ненависти к белым захватчикам и высказали послание, чтобы европейцев изгнали и «сбросили обратно в море». Духи пообещали вскоре вернуться во главе огромной армии воскресших предков. Объединив свои усилия, они избавят народ коса от белого человека и помогут ему вновь обрести былое величие. Однако все это произойдет при соблюдении нескольких условий: прежде всего коса должны вырезать весь свой скот (он якобы нечистый, ибо выращен при помощи колдовства), кроме того, уничтожить все ямы для урожая и оставить незасеянными поля… Правда, духи обещали, что все жертвы окупятся сторицей: вместо забитого скота появятся новые небесные стада, пустые ямы чудесным образом наполнятся зерном, а поля снова зазеленеют и принесут небывалый урожай.
Вести о чудесном откровении распространились по округе с быстротой степного пожара. Вскоре объявились и другие пророки, которые говорили примерно то же самое. Безумие перекинулось на соседние племена, и разразилась тотальная катастрофа: на протяжении нескольких месяцев коса резали скот, безжалостно вытаптывали поля и уничтожали все съестные припасы. Одновременно одураченные люди строили просторные краали (дабы поселить туда обещанные небесные стада) и новые ямы для обильного урожая. Правительство (очевидно, Капской колонии. –