Так вот, ничего подобного. Конечно, встречались миролюбивые племена, но хватало и воинственных. Как и на всех континентах, в Африке на протяжении тысячелетий до прихода белых часто вспыхивали войны. И если бы только войны… В стародавние времена в Южной Африке существовало государство Зимбабве, стоявшее на довольно высоком уровне развития: каменные города, с большим искусством сложенные стены, мастерски вытесанные статуи и изваяния, много разнообразных ремесел, в том числе ювелирное дело… Как некогда Древний Рим, Зимбабве уничтожили свои, местные варвары – нахлынувшие с юга племена, ведущие прямо-таки первобытный образ жизни. Случилось это еще в раннее Средневековье. Когда столетия спустя в этих местах впервые появились европейцы, они застали лишь убогие хижины и их обитателей, владевших лишь самыми примитивными ремеслами и примитивным земледелием. И решили, что так тут было всегда. Очень быстро наткнулись на развалины городов и стен, некогда построенных зимбабвийцами так капитально и прочно, что даже за долгие столетия полного запустения всё далеко не полностью подверглось полному разрушению (эти развалины и сегодня выглядят довольно внушительно). Однако в самомнении своем белые решили, что «черномазые дикари» никак не способны были на строительство из камня и создание таких вот изваяний. Почесав в затылках, родили «научное открытие»: якобы все это было возведено в незапамятные времена добравшимися в этакую даль то ли древними египтянами, то ли финикийцами. Это убеждение держалось еще в XIX в. и легло в основу одного из самых известных приключенческих романов Хаггарда «Копи царя Соломона».
Словом, это не злые белые развратили чистых душой черных, научив их воевать. Африканцы прекрасно умели воевать и сами. Незадолго до прихода трекеров в те места, где они создали две своих республики (и на территории будущей Родезии), в течение сорока лет без малейшего участия либо подстрекательства белых (которых там в то время и не видывали) шли почти непрерывные кровавые войны между разными племенами банту, причем зачинщиками этих войн стали зулусы. Как считают некоторые специалисты, в этих войнах были убиты не менее полутора миллионов человек…
Необходимо отметить: буры-трекеры никогда не начинали первыми, всегда были обороняющейся стороной. Они шли не воевать, а отыскивать подходящее земли, где могли бы мирно заниматься сельским хозяйством (и в меньшей степени – животноводством).
С воинственными племенами банту у буров случился классический «встречный бой»: Великий Трек двинулся на восток, а навстречу ему шли точно так же решившие переселиться на новые земли банту. Они и начали бои. Буры, несмотря на чисто крестьянский склад характера, драться умели, и оружия у них было немало (в том числе «слоновьи» ружья особо крупного калибра – буры были неплохими охотниками, в том числе и на слонов). Вот и заполыхало…
К слову сказать, подобный «встречный бой» парой столетий ранее, в XVII в., случился в Сибири между русскими и якутами. Якуты тогда обитали гораздо восточнее нынешней Якутии, населенной в те времена исключительно эвенками. И однажды по так и оставшимся неизвестным историкам причинам решили всем народом переселиться на запад. И начали свой Великий Трек. А народом они были воинственным и обработкой железа владели: воины в доспехах, лошади в броне… В пути они столкнулись с идущими на восток казаками. Ну и началась долгая кровавая заваруха…