×
Traktatov.net » Ярое око » Читать онлайн
Страница 185 из 190 Настройки
Рашид ад-Дин

...А князей имаше, издавиша и покладаше под доскы, а саме верху седоша обедати. И тако князи живот свой скончаша.

Троицкая летопись

В 1223 году, зимой, в Суздальской земле, в «славном Ростове, красном городе» был большой съезд дружинников, старшин, служивых богатырей и простых удалых людей, «ходивших в найме» у разных князей. Собравшиеся держали совет; в один голос возмущались тем, что на Руси «великое неустроение», «злобная смута», что спесивые князья зело не ладят друг с другом и, на радость половцам, ляхам, уграм и другим врагам-иноземцам, гонят свой крепкий люд избивати друг друга.

На этом съезде дружинники «положили клятвенный ряд» (заключили договор) ехать всем в Киев, древнюю мать русских городов, и там служить верой и правдой только одному великому князю Киевскому. Огромное воинство двинулось после съезда из Суздальской земли на юг, обрастая по пути всё новыми и новыми ратями, странствующими по белу свету богатырями и витязями.

...Прознав уже в пути, что все южные князья вместе с князем Киевским пошли к Хазарскому (Азовскому) морю походом на татар-орду хана Чагониза, всё сводное войско дружинников свернуло с главного пути в южные степи и малоезжими дорогами и звериными тропами направилось на соединение с ушедшим вперёд русским войском.

Кальмиусской тропой северные витязи прибыли к Залозному шляху в тот роковой, кровавый день, когда татары, отняв под честное слово оружие от киевской и смоленской дружин, стали избивать безоружных и бескольчужных воев.

Северные богатыри сшиблись в тот день со всеми силами татар, какие были под началом Тохучар-нойона, Субэдэй-багатура и Джэбэ-нойона. Летописи говорят: «...татары, рубившие безоружных у Калки, окружённые густой пылью, долго не замечали прибытия нового войска», и кровавая бойня продолжалась, постепенно смещаясь к Днепру.

С оглушительным кличем центр русских латников ударил в самую гущу боя. Правое крыло русичей оторвалось и понеслось дальше, на запад, в оцеп дравшихся, а левое крыло покатилось, всё ускоряя галоп, по направлению к тому злосчастному кургану, на коем располагалась главная ставка монголов.

Старый полководец Субэдэй-багатур колебался недолго. Он крикнул: «Все за мной!» и помчался со своими тургаудами в ту сторону, где стояли войска Тохучар-нойона. Но там было пусто — Тохучар принял участие в битве и был опрокинут сокрушительным натиском русичей. Это был момент отчаяния и смятения. Опытный багатур сразу понял: орда оказалась на краю неотвратимого разгрома, и потому без промедления отвёл свои силы прочь.

Однако русичи, загнав Субэдэя за Калку, далее не преследовали. Сделав крутой полукруг, они помчались выручать отступавшие к Днепру русские дружины.

Джэбэ и Тохучар также срочно разослали десятки гонцов-нукеров, приказав войскам немедленно возвращаться на восточный берег Калки.

Русские отряды, пробивавшиеся смело, не бросая оружия, дошли до Днепра, где ожидавшие ладьи и челны перевезли их на другую сторону. Те же, что доверились татарским посулам и сложили мечи и топоры, были почти все перебиты, как вещает старая песня: