На рассвете 8 сентября 1380 года русичи построились в полки у устья реки Непрядвы на поле Куликовом. Великий князь Димитрий Иванович в кольчуге рядового воина стал в передовом полку. И было сказано: «Хочу, милые братья, с вами ту же общую чашу испити, и той же смертью умерети за Святую веру христианскую. И пусть запомнит Русь, что здесь, на священном месте, мы собрались умереть за правое дело, ради свободы. Против нас вся Золотая Орда, а перед ними впервые объединённая Русь. Враг и ныне превосходит нас втрое, но сегодня тот день Руси, когда она спасёт мир от ига и рабства, и наше будущее будет ярче, чем мы можем представить.
За Калку! За дедов и отцов наших! За матерей, жён и детей! За Русь! За победу!»
Вскоре на поле вступило огромное войско хана Мамая. Легенда гласит, что битва началась поединком инока-богатыря Пересвета с монгольским батыром Челубеем (Темир-мурзой). Смысл дошедшего до нас предания в том, чтобы подчеркнуть религиозное значение Куликовской битвы, как сражения с иноверцами в защиту православия.
А потом сошлись основные силы. Летописи гласят: «Гудела земля, горы и холмы сотрясалися от множества воинов бесчисленных... Сошлися обе силы великие и покрыли поле свыше десяти вёрст!.. И грянул бой, и была “сеча зла и люта”... От начала мира битвы такой не бывало у великих князей русских».
«Копья ломалися, как солома, стрелы падали градом, сыпались ливнем, пыль закрывала солнце... Кровь текла ручьями, как в половодье...»
Страшной ценой досталась победа войску Димитрия Ивановича. По словам летописца, «река Дон три дня и три ночи кровью алой текла». Полегли лучшие русские полки и воеводы; многие тысячи воинов, пахарей и ремесленников сложили головы. Но сбылась мечта русских князей: персты Руси держали рукоять одного меча против ворога! И все поняли, что сообща можно бить непобедимых татар, можно освободиться от ненавистного ига.
Хан Мамай, узрев бегство своих бесстрашных туменов, с ужасом и отчаяньем возопил: «Велик Бог хрисанов!» — и также позорно бросился вослед своим скопищам. Русичи гнали Орду до реки Мечи, изрубили и утопили без счёту, и взяли в добычу тысячные табуны лошадей, тучные гурты быков и верблюдов, навьюченных разными драгоценностями. Радость и счастье победителей были неописуемы! Первого героя сего знаменитого в нашей истории дня — великого князя Димитрия Иоанновича — назвали Донским: второго — князя Владимира Андреевича — Храбрым. Они вместе со всеми оставшимися в живых князьями и боярами объезжали поле Куликово: много было убито русичей, но вчетверо более татар; всего же, по уверению некоторых историков, было до 300 000 тел. В числе убитых были также два инока-богатыря Троицкого монастыря — Александр Пересвет и Ослябя. Великий князь плакал над всеми ними и в знак благодарности к храбрым защитникам Отечества приказал вечно праздновать память их в Димитриевскую субботу (между 18 и 26 октября).
Память о битве сохранилась в устных преданиях, в замечательной поэме «Задонщина».
В Москве в память о великой Куликовской битве возвели храм. На месте сражения воздвигнут обелиск и храм-памятник.