Два типа больших парусников с прямым вооружением мы разобрали – это ФРЕГАТ и БРИГ.
Третий тип – БАРК.
У б а р к а, как и у фрегата, может быть три, четыре или пять мачт. Отличие том, что бизань-мачта у барка с у х а я. То есть на ней нет реев, а стоят гафельный парус и топсель…
– Как на шхуне? – спросил Слава Воробьев.
– Да, как на гафельной шхуне, о которой мы уже говорили.
– Извините, но тогда непонятно, – опять подал голос Слава.
– Что же тебе непонятно?
– Раз на барках есть мачты не только с прямыми, но и с косыми парусами, их, наверно, следует отнести к судам со с м е ш а н н ы м вооружением…
– Иногда так и делают, – согласился Яков Платонович. – Но большинство специалистов относят барк все-таки к судам с прямым вооружением. Давайте так поступим и мы… Дело в том, что на барках бизань-мачта, как правило, меньше остальных и у ее парусов вспомогательная роль. Примерно такая же, как у гафельной бизани фрегата. А основные паруса у барка все-таки прямые.
– Понятно, – кивнул Слава и в своей тетради тут же поместил барк в разряд судов с прямым вооружением.
Четырехмачтовый барк
Яков Платонович продолжал:
– Среди барков немало знаменитых судов. Барками были некоторые клипера и многие винджаммеры, в том числе и "Летающие П". Превратился, кстати, из фрегата в барк и клипер "Хесперус", когда стал российским учебным судном. Чтобы восстановить реи на бизань-мачте, не хватило средств, и капитан Лухманов распорядился сделать ее "сухой". Он писал в своей книге "Соленый ветер", что судну это не повредило.
Многие моряки считают, что барками управлять легче, чем фрегатами. Меньше людей приходится посылать на реи. А по скорости барки и фрегаты примерно одинаковы.
Самыми большими барками на свете были французские пятимачтовые винджаммеры "Франс" и "Франс-2". С барком "Франс" случилась странная история: он по неизвестной причине был брошен экипажем в открытом море. Что стало с экипажем, я не знаю, а судно затонуло. Это произошло в 1901 году. Вместо этого барка французы построили "Франс-2". Ему тоже не повезло. В 1922 году он погиб на скалах у берегов Австралии. Экипаж, правда, спасся, успел переправиться на берег.
Среди наших учебных судов был известен четырехмачтовый барк "Товарищ", который ходил по морям-океанам до Великой Отечественной войны. Одно время им командовал капитан Лухманов, который написал про это книгу "20 000 миль под парусами".
Есть у нас барк "Товарищ" и сейчас, но уже другой. Старый погиб во время войны в Мариуполе. У нынешнего три мачты. Он хороший ходок, хотя возраст его не молодой. Это судно подняли со дна Балтийского моря и восстановили после войны.
Еще более "зрелые" по возрасту два других наших барка – "Седов" и "Крузенштерн". Длина корпуса у них около ста метров ("Седов" чуть крупнее своего собрата). Площадь парусов у "Крузенштерна" – свыше трех с половиной тысяч квадратных метров, у "Седова" – свыше четырех тысяч. Мачты – высотой с двадцатиэтажный дом.
"Седов" раньше носил имя "Магдалена Виннен". Он был спущен на воду в 1921 году в германском городе Киле. "Седовым" этот барк стал после войны, когда оказался в нашей стране.