Все эти качества так вдохновили кораблестроителей, что в конце концов в Америке была построена шхуна-великан с семью мачтами.
– Это у которой мачты назывались как дни недели! – вспомнил Вася.
– Да, это она. "Томас У. Лаусон". Называлась она так по имени писателя, который был известен книгой "Пятница, тринадцатое число". Я этой книги не читал, но то, что пятница – день несчастливый, а число 13 – и того хуже, известно многим.
Шхуна была длиной более ста метров, а двигателя не имела. Хозяева решили, что сойдет и так. И сходило до поры, до времени. Шхуна плавала между портами Америки с грузами жидкого горючего. Иногда ее поэтому называют шхуной-танкером. Танкер – это судно, где жидкий груз наливают прямо в емкости корпуса. Едва ли так было с "Томасом У. Лаусоном". Скорее всего, шхуна возила свой опасный товар в больших канистрах или цистернах…
– Она взорвалась? – чуя недоброе, спросил Вася.
– Нет… Но случилась зловещая история. Конечно, не стоит верить в приметы, но… помните, как называлась книга Лаусона?.. После нескольких лет плаваний у родных американских берегов эта шхуна отправилась через Атлантику. Первый океанский рейс оказался для этого судна последним: во время шторма шхуна разбилась о скалы у берегов Англии. И не когда-нибудь, а тринадцатого декабря, в пятницу. В 1907 году.
Вообще-то эту историю излагают по-разному. В одних книгах я читал, что погиб весь экипаж. В других – что спасся капитан: его выбросило на скалы. В третьих сказано, что уцелели два человека…
Больше таких гигантов-шхун не строили…
Примерно так выглядела
гафельная семимачтовая шхуна «Томас У.Лаусон»
Все помолчали, обдумывая горькую судьбу парусного гиганта. Потом Слава спросил:
– А какие еще бывают шхуны?
– Бывают еще с реями на первой, а иногда и на других мачтах. На этих реях ставятся марсели, брамсели, а порой и бом-брамсели.
– Какие же тогда это шхуны? Это бриги или фрегаты! – воскликнул Слава.
– А вот и нет! Нижние-то паруса, самые главные, на этих судах все равно косые, гафельные… А поскольку на такой шхуне есть марсель и брамсель, она так и называется: м а р с е л ь н а я или б р а м с е л ь н а я. Можно использовать то и другое название, как вам больше нравится.
– Но если там только марсель, то обязательно м а р с е л ь н а я, – заметил Слава. И все согласились, что это будет справедливо.
Яков Платонович продолжал:
– Марсельных шхун я встречал в морях немало. Это и учебный греческий трехмачтовик "Еугене Еугенидес", и четырехмачтовая шхуна "Хуан Себастьян де Элькано". Так звали моряка, который привел домой единственное уцелевшее судно из кругосветной экспедиции Магеллана. Самому Магеллану, как вы наверняка знаете, вернуться не удалось, он погиб в стычке с туземцами на одном из тихоокеанских островов…
Трехмачтовая марсельная (брамсельная) шхуна
Есть марсельные шхуны и в других странах…
– И у нас? – спросил Вася.
– Насколько мне известно, сейчас нет. Была одна, но ее превратили в бар, который стоит на берегу в Ялте.
– Какое безобразие, – вздохнула Ксеня.
– Да… В начале двадцатого века много марсельных шхун было на Черном море. Они возили арбузы, зерно, фрукты, табак… Назывались они д у б к и. Говорили "одесский дубок", "херсонский дубок". У моего любимого поэта Эдуарда Багрицкого есть такие стихи: