Осенью 2008 года Лепистё пригласили во Францию на слушания в рамках судебного разбирательства в Париже. Иск был подан после того, как российские покупатели обнаружили, что проданные им произведения являются подделками, и пришли в ярость. Французский аукционный дом (галеристы и аукционисты здесь вообще не отличаются британской вежливостью) направил Лепистё факс: «Приезжай за своим фальшивым „Репиным“». Еще менее учтивы были российские клиенты. Один из покупателей картин, проданных Лепистё в Эстонию, выяснил, что они являются подделками, потребовал возврата денег и отправил за ними людей, способности к переговорам которых базировались отнюдь не на красноречии, а на боксерском мастерстве. Впоследствии на допросах Лепистё утверждал, что стал жертвой шантажа.
Одновременно в Финляндии Лепистё продавал подделки в партнерстве с Арто Тиайненом. Он хвалил Тиайнена как великолепного торговца, который не стесняется обращаться к богатым клиентам.
«Слуга двух господ»
В феврале 2010 года Ярмо Лепистё был впервые задержан для допроса. У него дома обнаружили среди прочего подписанный Пикассо рисунок тушью. Графологическая экспертиза показала вероятность выполнения подписи самим Лепистё. У него также нашли принадлежности и материалы, которые могут использоваться для изготовления фальсификатов. Позднее Лепистё предъявлялись обвинения также в Турку и Куопио. На первом допросе в Куопио он рассказал, что выступает в двойной роли — учителя и художника: «Я в некотором роде слуга двух господ — системы образования Финляндии и своего внутреннего голоса». Также он признал, что занимался торговлей искусством: «Ну, сколько-то занимался, но ни в коем случае не много. Я скорее был покупателем, а продавал на Bukowskis, стокгольмском аукционе Auktionsverk в Швеции, Sotheby’s и Christie’s и несколько раз во Франции».
При прослушивании записанных полицией телефонных разговоров Лепистё и страшно сквернословящего, по крайней мере в подпитии, Тиайнена складывается впечатление, что они давно и хорошо знакомы. Во время допросов напарники перекладывали ответственность за продажу подделок друг на друга. Лепистё говорил, что Тиайнен умел хорошо продавать, но только если был трезв. Офицерское звание Тиайнена вызывало у клиентов доверие, и он не стеснялся пользоваться им для совершения сомнительных сделок, правда, на допросах отрицал это. Он занимался торговлей искусством на протяжении двух десятков лет и во время службы в силах обороны Финляндии, и после ухода в запас. Одному покупателю фальшивого произведения он дал слово офицера в том, что это «стопроцентный подлинник».
Оригинальные провенансы
В записанном Центральной криминальной полицией телефонном разговоре Лепистё и Тиайнен обсуждали, как сочинить правдоподобную историю для некоей пастели Эдгара Дега.
Во время домашнего обыска в кровати Лепистё была найдена книга Феликса Керстена (1898–1960) «Пять лет рядом с Гиммлером»[5], которая вышла в свет в 1947 году и стала очень популярной в Швеции и Финляндии. О жизни Керстена создавались телевизионные передачи и документальные фильмы. После его смерти исследователи обнаружили, что часть документов была сфабрикована.