×
Traktatov.net » Румянцев-Задунайский » Читать онлайн
Страница 75 из 304 Настройки

Нет, кунерсдорфская неудача не унизила его, прусского короля. Были волнения, переживания, но все это теперь позади. Он снова полон решимости сражаться с армиями, со всех сторон осаждавшими Пруссию.

— Ваше величество, — поднялся генерал фон Платен, сидевший в первом ряду, — я согласен с вами: потеря Кольберга означала бы потерю всей Померании. И если ваше величество считает, что для отражения удара противника недостаточно сил принца Виртембергского, я готов выступить с корпусом ему на помощь.

Фон Платену было сорок семь лет, почти столько же, сколько и Фридриху Второму, но выглядел он моложе короля. Более двадцати лет прослужив в кавалерии, генерал был по-юношески строен, подтянут.

— Благодарю за верную службу, мой друг, — залюбовался им король. — Возможно, мне придется воспользоваться вашим предложением.

В палатке задвигались, на задних рядах стали неодобрительно перешептываться.

— Дозвольте слово, — поднялся генерал Левальд, отличавшийся от прочих тем, что не боялся говорить королю правду. Генерал сказал, что армия его величества и без того слаба, еще не залечила раны от недавнего сражения, и если от нее отделить корпус фон Платена, то перед лицом войск фельдмаршала Бутурлина она окажется совершенно беспомощной.

— Чепуха! — возразил король. — Русский фельдмаршал нерешителен, он не осмелится напасть первым. К тому же русские не находят общего языка с союзниками. Что касается ран, о которых изволили упомянуть, то при наступлении они заживают быстрее, чем при обороне.

Король сказал «при наступлении» и тут же уловил себя на мысли, что сказал не то, что нужно. После попытки разгромить русских у Кунерсдорфа, попытки, обернувшейся поражением для него самого, его армия более не наступала. Французские, австрийские и русские войска занимали обширные районы страны, и изгнать их за пределы Пруссии пока не хватало сил. Не до наступления было. Приходилось ограничиваться оборонительной войной.

Прусская армия стояла на трех фронтах. Французов удерживал со своим отрядом принц Фердинанд. В Саксонии против австрийской армии Дауна стоял брат короля Генрих, сам король защищал от русских войск Силезию. Три фронта, а вот теперь намечался четвертый — в Померании — и опять же против русских.

Из всех союзных армий русская была самой опасной. Король это хорошо понимал. Но если раньше он стремился решить с ней спор — кто кого? — на поле боя, то теперь идти на крупное сражение было чрезвычайно опасно. Тут генералы были правы: надо выждать… Да он и сам это чувствовал: время работало на Пруссию, а не на ее противников. Русская императрица безнадежно больна. Король ждал ее смерти, ждал момента, когда на русский престол сядет поклонник его полководческого таланта. Случись такое, и сразу все изменится. Пока же надо было обороняться…

— Кто командует корпусом русских?

— Генерал-лейтенант Румянцев, ваше величество.

— Достойный противник. — Король помолчал, раздумывая. — Принцу Виртембергскому будет трудно. Необходима поддержка. Однако мы не можем не принимать во внимание доводы господина Левальда. Фон Платен нужен здесь. Пошлем пока кавалеристов фон Вернера, а там будет видно.