характеризующуюся ригидностью, акинезией/брадикинезией (то есть отсутствие движения или замедление движения), и тремором. Дофаминовый дефицит базальных ганглиев также может привести к акатизии (тип беспокойства) и дистонии (“скручивающиеся” движения, особенно лица и шеи). Эти двигательные нарушения могут воспроизводиться препаратами, которые блокируют D2-рецепторы этого пути, и это мы кратко рассмотрим в Главе 5.
Дофаминовая гиперактивность в нигростриатном пути лежит, как считается, в основе различных гиперкинетических нарушений движения, такие как хорея, дискинезии и тики. Хроническая блокада D2-рецепторов на этом пути может привести к гиперкинетическому расстройству движения известному как нейролептическая тардивная [поздняя] дискинезия. Это также будет кратко рассмотрено в Главе 5. При шизофрении, нигростриатный путь у не проходивших лечение пациентов может оставаться в относительной сохранности (рис. 4-17).
Тубероинфундибулярный дофаминовый путь
Дофаминовые нейроны, которые проецируются от гипоталамуса до переднего гипофиза [anterior piruitary], относятся к тубероинфундибулярному пути (Рисунок 4-18). Обычно эти нейроны активны и ингибируют высвобождение пролактина. В послеродовом состоянии, однако, активность этих нейронов уменьшаются. Поэтому уровни пролактина могут повышаться во время грудного вскармливания, таким образом, происходит лактация. Если функционирование тубероинфундибулярных дофаминовых нейронов снижается в результате приема лекарственных средств, уровень пролактина соответственно может повышаться. Повышенный уровень пролактина связан с галактореей (секрецией молочной железы), аменореей (нарушениями овуляции и периодов менструального цикла) и, возможно, с другими проблемами, такими как сексуальная дисфункция. Такие проблемы могут возникнуть после лечения многими антипсихотическими препаратами, которые блокируют D2-рецепторы, и будут обсуждаться далее в Главе 5. При не леченой шизофрении функция тубероинфундибулярного пути может оставаться в относительной сохранности (Рисунок 4-18).
Таламический дофаминовый путь
Относительно недавно был описан дофаминовый путь, который иннервирует таламус у приматов. Оно поднимается от нескольких участков, включая околоводопроводное серое вещество [periaqueductal grey matter], вентральную часть среднего мозга [ventral mesencephalon], различные гипоталамические ядра и латеральное парабрахиальное ядро (Рисунок 4-11). Его функция все еще исследуется, но он может быть задействован в механизмах сна и пробуждения путем передачи информации, проходящей через таламус в кору и другие области мозга. На данный момент нет доказательств аномального функционирования этого пути при шизофрении.
Г лутамат
В последние годы нейротрансмиттер глутамат приобрел ключевую теоретическую роль в патофизиологии шизофрении, а также в числе других психических расстройств, включая депрессию. Теперь это также ключевая задача новых психофармакологических агентов для будущего лечения этих заболеваний. Чтобы понять глутаматную теорию шизофрении и других психических расстройств, и то каким образом нарушение работы глутаматной системы воздействует на дофаминовую систему при шизофрении, и как глутаматная система может стать важной целью новых терапевтических препаратов для лечения шизофрении, необходимо пересмотреть глутаматную нейротрансмиссию. Глутамат является основным возбуждающим нейротрансмиттером в ЦНС и иногда считается “главным переключателем” мозга, поскольку он может возбуждать и включать практически все нейроны ЦНС. Поэтому синтез, метаболизм, рецепторное управление и основные пути глутамата имеют решающее значение для функционирования мозга и будут рассмотрены здесь.