×
Traktatov.net » Основы психофармакологии » Читать онлайн
Страница 13 из 216 Настройки

Раньше считалось, что, как только клетка дифференцируется, эпигенетическая структура активации гена и молчание генов остаются стабильным на протяжении жизни клетки. Однако теперь известно, что существуют различные обстоятельства, при которых эпигенетика может изменить зрелые, дифференцированные нейроны. Несмотря на то что первоначальная эпигенетическая структура нейрона действительно устанавливается во время нейроразвития, для того чтобы дать каждому нейрону собственную пожизненную “личность”, сейчас кажется, что сюжетная линия некоторых нейронов, являет собой их отклик на собственный последовательный опыт на протяжении всей жизни с изменяющейся дугой характера, тем самым вызывая изменения в эпигеноме. В зависимости от того, что происходит с нейроном (например, жестокое обращение с детьми, стресс для взрослых, диетические недостатки, новые продуктивные знакомства, психотерапия, злоупотребление наркотиками или прием психотропных терапевтических медикаментов), теперь кажется, что ранее заглушенные гены могут активироваться и/или ранее активированные гены могут заглушатся (Рисунок 1-30). Когда это происходит, в характере нейронов могут происходить как благоприятные, так и неблагоприятные события. Благоприятные эпигенетические механизмы могут быть инициированы в процессе обучения (например, формирование пространственной памяти) или терапевтическим действием психофармакологических агентов. С другой стороны, неблагоприятные эпигенетические механизмы могут быть инициированы, в процессе формирования зависимости от наркотических веществ, разного рода форм “анормального обучения”, например, когда усваивается страх, тревожное расстройство или состояние хронической боли.

Как эти эпигенетические механизмы приводят к такому явлению, как преступление остается неотразимой нейробиологической и психиатрической тайной. Тем не менее, легион научных детективов работают над этими случаями и начинают демонстрировать то, каким образом эпигенетические механизмы являются медиаторами психических расстройств. Есть также возможность использования эпигенетических механизмов для лечения зависимостей, погашения страха и предотвращения развития состояний хронической боли. Возможным представляется даже предотвращение прогрессирования психических расстройств, таких как шизофрения, выявляя лица с высоким риском перед тем, как “сюжет усугубится”, расстройство станет необратимым и неуклонно поведет к нежелаемой судьбе.

Один из механизмов изменения статуса кво эпигеномных образцов в зрелой клетке это новое [в оригинале de novo] метилирование DNA типом фермента DNMT, который известный как DNMT2 или DNMT3 (Рисунок 1-30). Эти ферменты заглушают те гены, которые ранее были активными в зрелом нейроне. Конечно, деацетилирование гистонов вблизи ранее активных генов производило тот же самый эффект, а именно заглушало их, и это опосредуется ферментами, именуемыми гистондеацетилазы (HDAC). В реверсии, деметилирование или ацетилирование активирует гены, которые были ранее заглушены. Реальный вопрос: как знает нейрон какие именно гены активировать или заглушить среди тысячи других, в ответ на окружающую среду, включая стресс, препараты и диету? Как этот процесс может пойти не так, когда развивается психическое расстройство? Эта часть истории остается покрыта тайной, но некая очень интересная детективная работа уже была проведена различными исследователями, которые надеются понять, как отдельные нейронные истории разворачиваются в психиатрические трагедии. Эти исследования могут стать отправной точкой для переписывания повествования о различных психических расстройствах путем терапевтического изменения эпигенетики ключевого нейронального характера, чтобы это история имела счастливый конец.