Не слишком ли все просто? Всем известно, что курение — это привычка, а привычки живучи. Этой старой песней «эксперты» маскируют свою некомпетентность. Беглый анализ помогает установить, что все эти «эксперты» ничего не смыслят в своем деле. В сущности, оба заявления вводят в заблуждение: ведь мы курим не по привычке, иначе бросить курить было бы до смешного просто. Так давайте прямо сейчас развенчаем миф о курении по привычке.
Что такое привычка? Повторяющаяся модель поведения. Избавьтесь от этих повторов — вот и нет привычки. Интерес здесь представляет причина повторений. Приведем пару примеров, чтобы прояснить ситуацию.
Почти всю свою жизнь я ездил по левой стороне дороги. И делал это не только потому, что у меня укоренилась такая привычка. На континенте или в США я легко ломал привычный стереотип поведения — по очевидным причинам. Вы поняли, к чему я веду? Привычки никак не объясняют повторы поведения. Чтобы избавиться от привычки, надо лишь устранить причину поведения, которое стало привычным. К счастью, у меня никогда не было привычки грызть ногти, но я знаю людей, которые грызут их и никак не могут отвыкнуть от этого пристрастия, даже ради близких. Им трудно это сделать потому, что они не знают истинной причины своего поведения, а если и знают, то не понимают, как ее можно устранить.
Теперь предположим, что единственная причина, по которой мы продолжаем курить, — укоренившаяся привычка. Почему же от сигарет так трудно отвыкнуть? Ведь это так просто — не прикуривай очередную сигарету, да и все. Даже делать ничего не придется!
Еще одна причина, которой «эксперты» объясняют трудности отказа от курения, — страшные физические муки абстинентного синдрома. Развеять этот миф не составит труда. Признаться, даже после того как я потушил свою последнюю сигарету и понял, что больше никогда в жизни не буду курить, я все-таки ожидал пресловутых страданий, связанных с абстинентным синдромом. Но так и не дождался. Как же мне удалось избежать их? Никакой никотинзаменяющей терапией я не пользовался. Только когда я начал припоминать прежние попытки бросить курить волевым методом, меня вдруг осенило: а ведь я и в тех случаях не испытывал никаких физических мучений.
В наших клиниках большинству пациентов требуется всего один четырехчасовой сеанс терапии. Порой случается, что после сеанса пациент звонит мне и между нами происходит разговор, подобный следующему.
Пациентка: Вы говорили, что все пройдет безболезненно, а я мучаюсь.
Я: Что именно у вас болит ?
Пациентка: Как будто у меня грипп.
Я: И врач сказал вам, что это абстинентный синдром?
Пациентка: К врачу я не обращалась, но знаю, что грипп тут ни при чем.
Я: Опишите симптомы.
Пациентка: Я то и дело потею!
Я: Олимпийская чемпионка Марион Джонс тоже потеет во время каждого забега, но это ее почему-то не беспокоит.
Пациентка: Но мне не спится по ночам.
Я: Каждому человеку иногда не спится.
Пациентка: Я никак не могу сосредоточиться!
Я: Охотно верю, что у вас проявляются все перечисленные симптомы, но про физическую боль вы не сказали ни слова.