×
Traktatov.net » Война. Чужими руками » Читать онлайн
Страница 124 из 140 Настройки
. Еще одной странностью поведения немцев, подмеченной очевидцами, была удивительная беспечность и уверенность в своей безнаказанности. Они словно не воевали, а… развлекались, участвовали в веселой и безобидной прогулке: «Противник пышно отпраздновал «победу» над беззащитными торговыми судами, но это вызывало лишь усмешки тех, кто служил на этих транспортах. Один из моряков, дважды оказавшийся на торпедированном судне, сказал: «Они торопились избавиться от бомб и торпед, чтобы сфотографировать нас, а потом мчались домой, чтобы сфотографироваться самим при получении наград!» В каком-то смысле это было именно так. Ни на одно из морских сражений не было потрачено столько фото– и кинопленки. Все съемки велись противником и должны были служить пропагандистским целям»[410].

Еще одна любопытная деталь: радиограмма, приказывавшая конвою уйти, была передана англичанами открытым текстом, то есть не шифровкой![411] Никакого внятного объяснения, почему вдруг были нарушены все элементарные принципы секретности, нет до сих пор. По-моему, единственным здравым объяснением отправки важнейшей радиограммы открытым текстом без какой-либо надобности (!) может быть только желание, чтобы ее немедленно прочитал противник. Англичане открыто передавали немцам, что конвой отныне беззащитен и можно спокойно на него набрасываться, а вот уходящие крейсера и корабли конвоя, которые могут постоять за себя, атаковать не надо. Если встать на такую точку зрения, сразу становится понятно, почему немцы вели себя так беспечно и были полностью уверены в своей безнаказанности[412].

А теперь самое время и для «вишенки на торте»: 5 июля 1942 года британские военные корабли получили еще одну радиограмму. Ее смысл сложно понять иначе, нежели как желание замести следы: «Пожалуйста, отметьте, что сообщение Адмиралтейства от 21.23 В/4 кораблям сопровождения PQ-17, командиру 1-й эскадры крейсеров и главнокомандующему Флотом Метрополии, приказывающее конвою рассеяться, было передано военно-морским шифром, а не открытым текстом, как помечено на имеющих хождение копиях»[413]. Поясняю: командиров судов просили подделать запись в судовом журнале и написать о том, что телеграмма-приказ «конвою рассеяться» была отправлена шифром, а не открытым текстом, как это было в действительности! Позже в Британии вообще было принято решение уничтожить все журналы радиообмена, и они были англичанами уничтожены. Поэтому авторы мемуаров и книг о трагедии конвоя PQ-17 часть недостающей информации брали из архивов министерства ВМФ США, часть из официальных рапортов[414]. Но полной картины и всех документов нет до сих пор…

Участь конвоя PQ-17 была решена. Картина, которая осталась в глазах как военных, так и гражданских моряков 5 июля 1942 года, навсегда впечаталась в их память. Уходящие боевые корабли и транспорты, расходящиеся в разные стороны. Немецкая авиация и подлодки приступили к своей страшной работе над беззащитными транспортами: «…Началась история… Мрачная, тягостная, не имеющая никаких уважительных объяснений и никаких оправданий. В итоге ее подводными и воздушными атаками противника уничтожено 23 из 34 транспортных судов, потеряно 122 тысячи тонн грузов из общего количества 188 тысяч тонн, погибли сотни людей…» – пишет в своей книге адмирал Арсений Григорьевич Головко, в годы войны командовавший как раз нашим Северным флотом