Наши военно-морские специалисты считают доводы английских морских специалистов о необходимости прекращения подвоза военных материалов в северные порты СССР несостоятельными. Они убеждены, что при доброй воле и готовности выполнить взятые на себя обязательства подвоз мог бы осуществляться регулярно с большими потерями для немцев. Приказ Английского Адмиралтейства 17-му конвою покинуть транспорты и вернуться в Англию, а транспортным судам рассыпаться и добираться в одиночку до советских портов без эскорта наши специалисты считают непонятным и необъяснимым. Я, конечно, не считаю, что регулярный подвоз в северные советские порты возможен без риска и потерь. Но в обстановке войны ни одно большое дело не может быть осуществлено без риска и потерь. Вам, конечно, известно, что Советский Союз несет несравненно более серьезные потери. Во всяком случае, я никак не мог предположить, что Правительство Великобритании откажет нам в подвозе военных материалов именно теперь, когда Советский Союз особенно нуждается в подвозе военных материалов в момент серьезного напряжения на советско-германском фронте. Понятно, что подвоз через персидские порты ни в какой мере не окупит той потери, которая будет иметь место при отказе от подвоза северным путем.
Что касается второго вопроса, а именно вопроса об организации второго фронта в Европе, то я боюсь, что этот вопрос начинает принимать несерьезный характер. Исходя из создавшегося положения на советско-германском фронте, я должен заявить самым категорическим образом, что Советское Правительство не может примириться с откладыванием организации второго фронта в Европе на 1943 год. Надеюсь, что Вы не будете в обиде на то, что я счел нужным откровенно и честно высказать свое мнение и мнение моих коллег по вопросам, затронутым в Вашем послании»[424].
Уже во время визита Черчилля в Москву 13 августа 1942 года Сталин ему скажет вполне конкретно: «У немцев флот небольшой, и надо его уничтожить, а не распускать конвой»[425]. Сталина просто так было не провести. Он знал, с кем имеет дело. Он знал, кто привел Гитлера к власти и зачем это было сделано. Он понимал, что конечной целью Англии было растягивание советско-германской войны на максимальный срок. Поэтому его реакция на «объективные обстоятельства» была столь жесткой, что «союзники» были вынуждены отправить в начале сентября в СССР караван PQ-18. Любопытно, что приказ сосредоточиться на охране себя, а не судов конвоя, оставить конвой, прозвучал кораблям эскорта и во время сопровождения конвоя PQ-18. Такой приказ отдали авианосцу и эсминцам, такой же приказ получил крейсер «Сцилла»[426]. Но британские моряки в отличие от сэра Уинстона действительно знали, что такое честь: приказ был проигнорирован, они боролись с немцами по-настоящему.
Но англичане бы не были англичанами, если бы не старались прекратить снабжение Советского Союза, что называется, под любым предлогом и любым способом. Вместо того чтобы отправлять новые конвои, они «придумали» новый способ доставки грузов – отправка одиночных судов без охраны. Столь «креативные» решения озарили наших британских «партнеров» как раз к моменту решающих боев за Сталинград. Напомню вам, что уличные бои в Сталинграде начались в конце августа – сентябре, продолжались весь октябрь и половину ноября, после чего 18 ноября 1942 года началось наше наступление, которое привело к окружению 6-й армии Паулюса. Так вот, именно в разгар сражения англичане перешли от отправки конвоев к плаванию одиночных судов: «Далее снова наступил перерыв в отправке конвоев. В течение октября – декабря 1942 г. англичане и американцы, пользуясь наступившей в северных широтах ночью, стали отправлять в Мурманск и Архангельск единичные суда без всякой охраны: они посылались одно за другим с расчетом, чтобы между двумя судами имелось расстояние не меньше 300 км. Только 22 декабря 1942 г. из Исландии вышел PQ-19